Действующий

Об утверждении программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года

Раздел I. Программа реиндустриализации в системе стратегического планирования Новосибирской области


1. Предпосылки и потенциал реиндустриализации экономики Новосибирской области


Новосибирская область является интересным модельным регионом - субъектом Российской Федерации, который осуществил собственную модель экономического развития, основанную на реализации основных конкурентных преимуществ, на эффективных управленческих решениях и технологиях и на воплощении в жизнь принципа «опоры на собственные силы». За несколько десятилетий Новосибирская область трижды сменила свой имидж, роль и значимость в экономической системе страны: от одного из наиболее развитых регионов Российской Федерации в 60-80-е годы прошлого века со специализацией на развитии машиностроения к позиционированию как «нового депрессивного региона», начиная с конца 1980-х годов до окончания 1990-х, и, наконец, вхождение в группу наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации с диверсифицированной структурой экономики и с ориентацией на инновационный путь развития (рисунок 1).



     Рисунок 1. Генезис развития Новосибирской области: «три имиджа»


В конце 1980-х годов по комплексной оценке экономического потенциала Новосибирская область была в первой десятке регионов РСФСР и имела имидж региона с прогрессивной структурой хозяйства, с сильным научно-образовательным потенциалом и с интенсивным сельским хозяйством. В период рыночных реформ высокий потенциал Новосибирской области оказался невостребованным и стал быстро разрушаться. Особенно пострадали базовые для Новосибирской области отрасли машиностроения, в существенной степени ориентированные на военно-промышленный комплекс и составляющие основу высокотехнологичного производства, - приборостроение, электронная промышленность, в том числе микроэлектроника. В результате в середине 1990-х годов Новосибирская область вошла в категорию депрессивных территорий.

Благодаря совместным усилиям органов государственной власти Новосибирской области и бизнес-сообщества в новом тысячелетии Новосибирская область в своем экономическом и социальном развитии добилась серьезных успехов. Удалось достигнуть высоких темпов роста в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, в сфере финансовых услуг. Увеличивались инвестиции в реальный сектор экономики. Возросли реальные доходы населения. Улучшились финансовые показатели предприятий и организаций, что способствовало росту доходной базы Новосибирской области. Начался процесс технологического обновления и освоения производства конкурентоспособной продукции. С начала нового тысячелетия темпы роста валового регионального продукта (далее - ВРП) Новосибирской области в среднем на треть превышал среднероссийский, улучшились его позиции в Сибирском федеральном округе.

Заметно усилилась действенность инновационной политики. Стабилизировалась положительная динамика качества жизни населения, приближаясь к средним значениям по Российской Федерации. По темпам строительства Новосибирская область стоит в одном ряду с Москвой,  Санкт-Петербургом и Республикой Татарстан.

Даже в кризисных условиях развития экономики Российской Федерации, которые начали проявляться с 2014 года, общеэкономические показатели развития Новосибирской области были лучше среднероссийских. По итогам 2014 года индекс физического объема валового регионального продукта Новосибирской области составил 101,5% (по Российской Федерации валовой внутренний продукт (далее - ВВП) - 100,6%), в 2014 году среднегодовой индекс потребительских цен в регионе был ниже, чем по Российской Федерации в целом и составил 106,8% (по Российской Федерации - 107,8%). В январе-июне 2015 года в Новосибирской области индекс промышленного производства сложился на уровне 100,3% к соответствующему периоду 2014 года (среднероссийский показатель - 97,3%).

Итоговые характеристики развития Новосибирской области в последние 10_15 лет достаточно впечатляющие:

Новосибирская область стала одним из российских лидеров по темпам роста валового регионального продукта и привлечения инвестиций; в последние годы Новосибирская область устойчиво позиционируется в тройке ведущих инновационных регионов Российской Федерации;

в 2012 году Новосибирская область вышла на первое место в российском рейтинге регионов по общей конкурентоспособности;

город Новосибирск в 2008 году победил во Всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России», в 2012 году занял первое место в рейтинге «ТОП-15 альтернативных столиц России», составляемом агентством «РБК. Рейтинг»;

в рейтинге Некоммерческого партнерства «Центр развития государственно-частного партнерства» в 2015 году Новосибирская область стала четвертой в России по развитию государственно-частного партнерства.

Однако структурная основа этого экономического роста весьма неоднозначна: произошло качественное изменение специализации Новосибирской области - из мощного промышленного центра Российской Федерации она превратилась в субъект, обслуживающий сферу обращения и финансы, межрегиональную торговлю, усилились позиции Новосибирской области как крупного транспортного центра. В результате в структуре валового регионального продукта Новосибирской области значительно выросла доля услуг (см. рисунок 2). За последнее десятилетие в Новосибирской области выросли доли всех видов торговли, строительства и государственного управления. Оптовая и розничная торговля в совокупности с операциями с недвижимостью обеспечивают более трети ВРП Новосибирской области. Это показатель на уровне Российской Федерации в целом. Новосибирская область идет по нему вслед за Москвой и Санкт-Петербургом. Доля промышленности составляет менее 20 процентов, что ниже общероссийского уровня, в основном за счет низкого удельного веса отрасли «добыча полезных ископаемых». Недостаточно высокая экономическая эффективность сферы услуг и ее высокая трудоемкость привели к тому, что хотя по абсолютному показателю ВРП Новосибирская область занимала в 2013 году 17 место среди субъектов Российской Федерации, но если считать ВРП на душу населения, Новосибирская область находится лишь на 27 месте     (1).

_________________________

(1) в 2013 году ВРП Новосибирской области достиг 821 млрд. рублей (в основных ценах).

Оценивая эти процессы, следует учитывать определенный недостаток системы статистического учета, который связан с тем, что в ней напрямую не фиксируется продукция инновационных сегментов экономики. Так, в состав агрегата «Операции с недвижимостью» включается, например, продукция сектора информационных технологий. В последние 10-15 лет увеличение доли агрегата «Операции с недвижимостью» в структуре ВРП Новосибирской области в существенной степени определялось ростом инновационных продуктов IT_кластера Новосибирской области.

Рисунок 2. Структура валового регионального продукта Новосибирской области, %


Необходимо подчеркнуть, что динамика и качество роста производства в Новосибирской области последние 10-15 лет не являлись результатом спонтанных процессов (как можно было бы охарактеризовать неконтролируемое падение производства в 90-х годах). Это был результат целенаправленной политики, которая фактически реализовывала приоритетный сценарий развития Новосибирской области на рубеже веков с учетом ее конкурентных преимуществ, обоснованная в рамках разработки Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска в начале нового тысячелетия и далее в Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, разработанной в 2006-2007 годах. Ориентация на развитие сферы услуг (в том числе высокотехнологичных) позволила смягчить негативные социальные последствия экономических и политических реформ 1990-х годов, избежать социального взрыва, сформировать новые рабочие места для тех жителей Новосибирской области, которые поневоле были высвобождены из реального сектора экономики. Самое главное, это позволило создать необходимую финансовую и бюджетную основу для реализации новой экономической политики - политики реиндустриализации.

В Новосибирской области к настоящему времени сформировались не только предпосылки, но и сильный потенциал реиндустриализации. Его элементами являются:

достаточно диверсифицированная промышленность, сильно пострадавшая в 1990-е годы, но в целом сохранившая свой потенциал в ряде сегментов машиностроения, и усилившая его в пищевой промышленности, энергетике, промышленности строительных материалов и даже в добывающей промышленности;

одна из самых сильных в России концентрация институтов Российской академии наук и мощный научно-образовательный потенциал. СО РАН до сих пор является «флагманом» российской науки, как в сфере фундаментальных, так и прикладных исследований. В составе Новосибирского научного центра СО РАН - более сорока институтов, ряд которых являются бесспорными лидерами российской, а по некоторым направлениям (ядерная физика, катализ, генетика, и др.) - мировой науки. В «портфеле» СО РАН - сотни научно-исследовательских разработок, которые могут и должны найти применение как в экономике Российской Федерации, так и в экономике Новосибирской области особенно;

в Новосибирской области сформирован достаточно сильный арсенал новых институтов развития и объектов инновационной инфраструктуры: сформирована законодательная база, действуют четыре технопарка, промышленно-логистический парк (ПЛП), работают бизнес-инкубаторы, различные научно-производственные, инновационные, инжиниринговые центры, центры коллективного пользования и прототипирования. «Академпарк» Новосибирского Академгородка - один из лучших в России технопарков, в котором успешно работают более 300 резидентов. По концентрации и «мощности» промышленных парков Новосибирская область занимает лидирующее положение в восточной части Российской Федерации;