Действующий

Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» (с изменениями на 12 ноября 2024 года)

I. Стратегические приоритеты в сфере реализации
государственной программы Новосибирской области
«Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области»

(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
 области от 27.03.2024 N 137-п
, - см. предыдущую редакцию)

1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы


Исторически жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых значимых отраслей экономики нашей страны, вносит непосредственный вклад в создание комфортных и удобных условий проживания граждан.

На текущий момент базовыми компонентами улучшения качества жизни граждан являются своевременное обновление и обеспечение жилищного фонда необходимой инфраструктурой, повышение качества жилищно-коммунальных услуг.

Жилищный фонд Новосибирской области, по данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 01.01.2024 составляет более 78 млн квадратных метров общей площади жилых помещений, из них в аварийном состоянии - 0,287 млн квадратных метров.

Одним из направлений улучшения жилищных условий граждан является ликвидация аварийного жилищного фонда. Указанное направление осуществляется в рамках мероприятий по переселению из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года.

Основным фактором, препятствующим устойчивому сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, является ежегодный прирост и, соответственно, накопление жилищного фонда, который признается аварийным по итогам его обследования (около 25 тыс.квадратных метров в год).

Всего на территории Новосибирской области 14,7 тыс. многоквартирных домов, из них 13,6 тыс. многоквартирных домов общей площадью 69 230,8 тыс. квадратных метров включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества.

Реализация региональной программы капитального ремонта осуществляется в соответствии с краткосрочными планами реализации региональной программы. Формирование краткосрочного плана реализации региональной программы осуществляется с учетом комплексного подхода выполнения работ по капитальному ремонту и финансовых возможностей регионального оператора, на основании прогнозируемого объема сбора за капитальный ремонт и неизрасходованного остатка предыдущего периода.

По состоянию на 01.01.2024 проведен капитальный ремонт в отношении 10 562 конструктивных элементов и инженерных систем в 3 412 многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области. Наиболее актуальными являются проблемы:

1) отсутствие сбалансированности внутренних заимствований средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, и обеспечения возвратности указанных средств;

2) первоначально низкое качество исходных данных о состоянии жилищного фонда, используемых при формировании региональной программы капитального ремонта;

3) низкий уровень вовлеченности собственников помещений в содержание и управления жилищным фондом.

В жилищно-коммунальной сфере продолжена реорганизация системы управления, направленная на активное привлечение граждан к управлению своей собственностью. Одним из этапов реформирования жилищно-коммунального хозяйства стало укрупнение предприятий жилищно-коммунального комплекса за счет действующих. По состоянию на 01.01.2024 на территории Новосибирской области осуществляют свою деятельность 584 организации жилищно-коммунального комплекса.

Состояние жилищной и коммунальной сферы в Новосибирской области имеет существенные муниципальные различия. Сельский жилой фонд существенно уступает по уровню комфорта городскому. В сельской местности удельный вес площади жилищного фонда, оборудованного водопроводом, составляет 77,4 процента, канализацией - 52,0 процента, централизованным отоплением - 19,3 процента. Удельный вес площади жилищного фонда Новосибирской области, оборудованного водопроводом, составляет 92,1 процента, канализацией - 85,1 процента, централизованным отоплением - 70,8 процента.

По итогам 2023 года в централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении на территории Новосибирской области используются 2 200 подземных и 11 поверхностных источников водоснабжения (водозаборов). Общая протяженность сетей водоснабжения Новосибирской области составляет 10,7 тыс. километров.

В 2023 году в централизованную систему водоснабжения подано 243 799,3 тыс. куб. метров воды. Общий объем потерь воды в водопроводных сетях составляет 36 093,2 тыс. куб. метров (14,8 процента ко всей подаче воды).

Система теплоснабжения Новосибирской области состоит из 1 134 котельных и 5 082,0 километров тепловых сетей.

В настоящее время существует ряд проблем, препятствующих формированию комфортной и безопасной среды проживания населения. Основной проблемой является высокий износ (порядка 60 процентов) и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры, что не позволяет обеспечить соблюдение требований к качеству коммунальных услуг, поставляемых потребителям. Для ее решения необходимо строительство новых объектов коммунальной инфраструктуры Новосибирской области, а также реконструкция и модернизация имеющихся.

Улучшение жилищных условий граждан подразумевает не только обеспечение доступным и комфортным жильем, но и создание комфортной городской среды, путем благоустройства общественных пространства (набережные, площади, парки и др.) и дворовых территорий многоквартирных домов с вовлечением заинтересованных граждан и организаций в процесс реализации.

С целью оценки состояния городской среды разработан индекс качества городской среды. Индекс качества городской среды по Новосибирской области составляет 171 балл (справочно: индекс качества рассчитывается по 36 показателям с максимальным значением, равным 360).

По данным муниципальных образований Новосибирской области, по состоянию на 1 января 2024 года требуют благоустройства около 7 тыс. дворовых и 200 общественных территорий.

Важным компонентом улучшения качества жизни граждан является газификация жилищного фонда, которая обеспечивает более комфортные условия проживания, экономическую выгоду, улучшение здоровья и экологической ситуации.

Уровень газификации жилищного фонда в Новосибирской области природным газом (от расчетной потребности) по состоянию на 01.01.2024 составил 36,8%, газифицировано 161 625 домовладений.

В Новосибирской области реализуются Поручения Президента Российской Федерации по социальной догазификации в 17 районах и 5 городских округах Новосибирской области. В соответствии с актуализированным планом-графиком догазификации для 65,5 тысяч домовладений до 2030 года будет создана техническая возможность для подключения к газораспределительным сетям.

В регионеостается низкий уровень газификации с учетомохвата внутрипоселковыми газораспределительными сетями населенных пунктов, до которых были построенымежпоселковыегазопроводы. Для ускорения темпов газификации населенных пунктов Новосибирской области и повышения уровня газификации Новосибирской области Правительством Новосибирской области направляются предложенияпо строительству объектов газораспределительных систем, предлагаемых для финансирования обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» в составе Программы развития газоснабжения и газификации Новосибирской области.

Таким образом, работа по созданию безопасных и благоприятных условий проживания граждан, развитию инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в рамках реализации региональных проектов, будет продолжена в рамках данной государственной программы.

2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
(Подраздел в редакции, введенной постановлением Правительства
 области от 29.07.2024 N 345-п
, - см. предыдущую редакцию)