(Раздел в редакции, введенной распоряжением Правительства
области от 23.01.2024 N 19-рп, - см. предыдущую редакцию)
На современном этапе развития общества проведение комплекса мер, направленных на государственную поддержку и социальную защиту инвалидов, является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Согласно Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» (далее - Конвенция), государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Доступ к объектам и услугам может осуществляться путем:
«универсального дизайна» в отношении новых или реконструируемых объектов;
«разумного приспособления» с созданием системы помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг.
Формирование такого универсального пространства требует как определенного правового регулирования, так и финансовой составляющей.
Законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральными законами от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 21.12.2021 N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», от 07.07.2003 «О связи», от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Градостроительным Российской Федерации и Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Новосибирской области от 12.03.1999 N 45-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области» определены требования к органам государственной власти, местного самоуправления и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения указанных требований.
По состоянию на 1 января 2015 года на территории Новосибирской области проживает 199721 инвалид, что составляет 7,2% от общей (прогнозной) численности населения Новосибирской области.
Из общего количества инвалидов:
инвалиды I группы - 22955 человек;
инвалиды II группы - 81954 человека;
инвалиды III группы - 83011 человек;
дети-инвалиды - 7810 человек;
другие категории инвалидов (инвалиды Великой Отечественной войны, Чернобыльской АЭС, участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами, граждане, пострадавшие от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ветераны боевых действий, узники фашистских концлагерей) - 3991 человек.
Количество инвалидов-колясочников составляет 2850 человек, инвалидов по зрению - 2625 человек, инвалидов по слуху - 2053 человека.
Основной целью разработки «дорожной карты» является повышение в Новосибирской области уровня доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для обеспечения равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Приоритетными для реализации «дорожной карты» признаются объекты следующих сфер:
социальной защиты;
занятости;
здравоохранения;
образования;
культуры;
физической культуры и спорта;
транспорта;
жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства;(Абзац дополнительно введен распоряжением Правительства области от 24.01.2017 N 6-рп)
информации;