«ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области
на 2011-2020 годы»
I. ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы Новосибирской области
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2011-2020 годы» (далее - Программа) | |||
Наименование, дата | Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 22.11.2008 N 296-р «О разработке проекта областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2009_2015 годы» | |||
Основные разработчики Программы | Департамент физической культуры и спорта Новосибирской области | |||
Государственный заказчик-координатор Программы. | Департамент физической культуры и спорта Новосибирской области. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области. Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области | |||
Руководитель Программы | Руководитель департамента физической культуры и спорта Новосибирской области | |||
Исполнители основных мероприятий Программы | Департамент физической культуры и спорта Новосибирской области. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области. Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области | |||
Цели и задачи Программы | Целью Программы является создание условий для развития физической культуры и спорта в Новосибирской области. Задачи: развитие массового спорта в Новосибирской области, популяризация здорового образа жизни; кадровое обеспечение специалистами сферы физической культуры и спорта в Новосибирской области; подготовка спортивного резерва и поддержка спорта высших достижений в Новосибирской области; развитие материально-технической базы спортивных объектов для занятий физической культурой и спортом в Новосибирской области | |||
Сроки (этапы) реализации | Сроки реализации Программы - 2011-2020 годы. Этапы реализации Программы не предусмотрены | |||
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования | Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджетов всех уровней по прогнозным данным составит 23516832,0 тыс. руб., в том числе по годам: в 2011 году - 487123,9 тыс. руб.; в 2012 году - 789737,4 тыс. руб.; в 2013 году - 1638103,7 тыс. руб.; в 2014 году - 1492986,1 тыс. руб.; в 2015 году - 1530113,5 тыс. руб.; в 2016 году - 1792823,7 тыс. руб.; в 2017 году - 4122426,6 тыс. руб.; в 2018 году - 4249646,6 тыс. руб.; в 2019 году - 3956435,3 тыс. руб.; в 2020 году - 3457435,3 тыс. руб. Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета Новосибирской области составляет 17208130,9 тыс. руб., в том числе по годам: в 2011 году - 316506,4 тыс. руб.; в 2012 году - 670672,8 тыс. руб.; в 2013 году - 1590969,8 тыс. руб.; в 2014 году - 1129902,9 тыс. руб.; в 2015 году - 1059694,8 тыс. руб.; в 2016 году - 1073905,0 тыс. руб.; в 2017 году - 3034586,8 тыс. руб.; в 2018 году - 2952201,6 тыс. руб.; в 2019 году - 2932595,4 тыс. руб.; в 2020 году - 2447095,4 тыс. руб. Общий объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета Российской Федерации по прогнозным данным на условиях софинансирования составляет 5984848,6 тыс. руб., в том числе по годам: в 2011 году - 168626,6 тыс. руб.; в 2012 году - 118722,0 тыс. руб.; в 2013 году - 0,0 тыс. руб.; в 2014 году - 320000,0 тыс. руб.; в 2015 году - 428500,0 тыс. руб.; в 2016 году - 667000,0 тыс. руб.; в 2017 году - 1028500,0 тыс. руб.; в 2018 году - 1260000,0 тыс. руб.; в 2019 году - 1003500,0 тыс. руб.; в 2020 году - 990000,0 тыс. руб. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета по исполнителям мероприятий Программы составит: по департаменту физической культуры и спорта Новосибирской области - 4656782,0 тыс. руб.; по министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области - 12318106,9 тыс. руб.; по министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области - 233242,0 тыс. руб. Объем финансирования из местных бюджетов по прогнозным данным на условиях софинансирования составит 323852,5 тыс. руб., в том числе по годам: в 2011 году - 1990,8 тыс. руб.; в 2012 году - 342,6 тыс. руб.; в 2013 году - 47133,9 тыс. руб.; в 2014 году - 43083,2 тыс. руб.; в 2015 году - 41918,7 тыс. руб.; в 2016 году - 51918,7 тыс. руб.; в 2017 году - 59339,8 тыс. руб.; в 2018 году - 37445,0 тыс. руб.; в 2019 году - 20339,9 тыс. руб.; в 2020 году - 20339,9 тыс. руб. | |||
Важнейшие целевые индикаторы. | Важнейшие целевые индикаторы: доля жителей Новосибирской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом; обеспеченность жителей Новосибирской области спортивными объектами (плоскостными сооружениями, спортивными залами, плавательными бассейнами). В результате реализации Программы к 2020 году планируется: 1. Увеличить долю жителей Новосибирской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения до 36,00%. 2. Увеличить обеспеченность спортивными объектами: спортивными залами - до 38,00% от норматива; бассейнами - до 12,61% от норматива; плоскостными спортивными сооружениями - до 65,44 % от норматива. 3. Обеспечить в рамках Программы к 2020 году ввод в эксплуатацию 192 построенных/ 29 реконструированных спортивных объектов. 4. Увеличить количество зрителей, посещающих матчи команд-мастеров по игровым видам спорта в календарном году до 765 тыс. человек. 5. Увеличить численность инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 13000 человек в календарном году. 6. Увеличить долю тренерско-преподавательского состава от общего числа работников сферы физкультуры и спорта до 32,50%. 7. Обеспечить выпуск квалифицированных специалистов физической культуры со средним профессиональным образованием до 130 специалистов в учебном году. 8. Обеспечить стабильный уровень численности спортсменов Новосибирской области, включенных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, соответствующий не менее 310 спортсменов в календарном году. 9. Обеспечить количество завоеванных ежегодно медалей на международных и российских соревнованиях спортсменами, представляющими Новосибирскую область, на уровне не менее 1910 единиц. 10. Обеспечить представительство спортсменов Новосибирской области - участников Олимпийских и Паралимпийских игр до 5 спортсменов на зимних Олимпийских и Паралимпийских играх и до 8 спортсменов на летних Олимпийских и Паралимпийских играх. 11. Поддерживать представительство команд по игровым видам спорта, представляющих Новосибирскую область и принимающих участие в чемпионатах и первенствах России в количестве 8 единиц. | |||
Электронный адрес размещения Программы в сети Интернет | Программа размещается на официальном сайте департамента физической культуры и спорта Новосибирской области в разделе «Документы» > «Целевые программы» http://sport.nso.ru/Documentation/Pages/programs.aspx |
II. Обоснование необходимости разработки Программы
1. Краткий анализ текущего состояния сферы действия Программы
В течение последних лет в Новосибирской области значительно улучшились условия для развития физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений. Развивалась инфраструктура массового спорта, совершенствовалась спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа среди всех категорий и возрастных групп населения области, особое внимание уделялось развитию детско-юношеского спорта, укреплению материально-технической базы спортивных школ, клубов и спортсооружений, развитию спорта высших достижений и совершенствованию кадровой политики.
В 2007-2009 годах были проведены крупные мероприятия по развитию и совершенствованию спортивной инфраструктуры. В течение 2009 года в эксплуатацию введено 128 спортивных сооружений, это на 45 объектов больше по сравнению с 2008 годом. На начало 2010 года в Новосибирской области функционирует 3818 спортивных сооружений, в том числе 37 стадионов, 2049 плоскостных сооружений, 1220 спортивных залов, 6 дворцов спорта и 64 плавательных бассейна.
Участие Новосибирской области в реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» и социального проекта «Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов», разработанного по инициативе Всероссийской политической партии «Единая Россия», позволило ввести в строй крытый ледовый дворец и современный спортивный комплекс в районах Новосибирской области, а в городе Новосибирске - 2 плавательных бассейна, 3 крытых катка с искусственным льдом.
В последние годы особое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, что позволило почти в 2 раза увеличить число инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом. В настоящее время физической культурой и спортом в Новосибирской области на постоянной основе занимается более 5000 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
С целью популяризации физической культуры и спорта департаментом физической культуры и спорта Новосибирской области совместно с областными спортивными федерациями и органами местного самоуправления ежегодно проводится более 3000 спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий по 72 видам спорта. Например, в 2009 году в Новосибирской области были проведены спортивно-массовые мероприятия, в том числе: 35 - республиканского уровня, 6 - международного, 28 - всероссийского, 238 - областного, 48 - Сибирского федерального округа и более 2500 соревнований в муниципальных образованиях области по различным видам спорта.
Команды мастеров Новосибирской области по игровым видам спорта достойно и успешно выступают на соревнованиях различного уровня.
Физкультурно-оздоровительную и спортивную работу на территории Новосибирской области проводят 5175 штатных физкультурных работников, из них 88,9 процента имеют специальное физкультурное образование, в том числе 57,5 процента - высшее.
Воспроизводство кадрового потенциала в сфере физической культуры и спорта, подготовку и повышение квалификации осуществляют Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования и Новосибирский колледж олимпийского резерва.
Одним из приоритетных направлений является развитие детско-юношеского спорта и спорта высших достижений.
В области создана система государственных и муниципальных учреждений спортивной направленности, которая включает 8 детско-юношеских спортивных клубов физической подготовки, 72 детско-юношеские спортивные школы, 23 специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, 2 школы высшего спортивного мастерства. В них работают 1412 тренеров-преподавателей, занимается спортом более 68500 детей и подростков.
В целях стимулирования достижения результатов высшего спортивного мастерства ежегодно спортсменам, выступающим на официальных соревнованиях в составе сборных команд Российской Федерации или Новосибирской области, занявшим призовые места, и их тренерам выплачивается единовременное денежное вознаграждение. Кроме того, лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией и Новосибирской областью, устанавливается дополнительное материальное обеспечение в виде денежных выплат.
2. Обоснование необходимости решения существующих проблем
программно-целевым методом
Несмотря на положительные тенденции в развитии сферы физкультуры и спорта, Новосибирская область нуждается в более интенсивном развитии всей системы физической культуры и спорта, включая серьезные инфраструктурные преобразования.
Среди основных проблем, препятствующих максимально эффективному развитию физической культуры и спорта в Новосибирской области, можно выделить проблемы, объективно присущие не только Новосибирской области, но и России в целом:
1) остается низким уровень обеспеченности спортивными сооружениями, в том числе современными спортивными объектами, для подготовки спортсменов высокого класса;
2) значительная часть населения Новосибирской области не привлечена к систематическим занятиям физической культурой и спортом, что негативно сказывается на здоровье, производительности труда граждан, подготовке молодежи к защите Отечества, профилактике асоциальных явлений в молодежной среде;
3) остается низким уровень обеспеченности сферы физической культуры и спорта квалифицированными специалистами;
4) недостаточно развита система подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений в Новосибирской области;
5) недостаточна информационная поддержка развития физической культуры и спорта, пропаганды здорового образа жизни населения Новосибирской области;