Действующий

Об утверждении Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года (с изменениями на 9 декабря 2019 года)

Раздел 2. Оценка потенциала развития Новосибирской области


2.1. Прогнозный сценарий развития мировой и российской экономики


В долгосрочной перспективе рост мировой экономики будет во многом определяться темпами научно-технического прогресса. Вместе с тем, усиление глобализации будет способствовать возможностям догоняющего роста в развивающихся странах, расширяя доступ к достижениям мирового технологического развития путем улучшения восприимчивости к передовым технологическим достижениям и предпринимательского климата.

В прогнозном периоде главными двигателями роста мировой экономики будут являться азиатские страны. Прежде всего, продолжится рост роли Китая и Индии, которые ожидается, увеличат свой вес в мировой экономике (валовый внутренний продукт по паритету покупательной способности) до 30% к 2030 году, а совместно с Японией и новыми индустриальными странами Азии регион будет обеспечивать более трети мирового валового внутреннего продукта. Доля стран Азии в российском экспорте увеличится до 28% к 2030 году.

В прогнозный период следует ожидать роста взаимного интереса к расширению деловых связей между Россией и странами Латинской Америки.

Минэкономразвития России в рамках , сформированных Письмом Минэкономразвития России от 21.05.2012 N 9833_АК/Д03И, определено, что в долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:

адаптацией к изменению динамики мировой экономики и спроса на углеводороды;

усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;

исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках.

В качестве целевого варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года рассматривается консервативный сценарий прогноза: в 2012 году российская экономика перешла к новой фазе, характеризующейся сравнительным замедлением инвестиционного, потребительского и внешнего спроса. Отмеченные тенденции ложатся в основу стратегических ориентиров инвестиционной политики Новосибирской области.

Состояние экономики на современном этапе зависит от геополитических факторов. Согласно аналитическим исследованиям Всемирного банка по итогам 2013 года российская экономика переживает спад, с чем связано замедление роста реального валового внутреннего продукта, а также изменение его структуры (рис. 1).

Рис. 1. Вклад компонентов спроса в валовом внутреннем продукте России
(в процентных пунктах)

Вместе с тем, в долгосрочной перспективе на фоне ослабления геополитической напряженности между Россией и странами ЕС/США вследствие последовательного разрешения политического кризиса, ожидается снижение уровня неопределенности, чему способствует рост конкурентоспособности национальной экономики.

Как отмечается в докладе Всемирного экономического форума положение России в 2013 году по сравнению с предыдущим годом улучшилось на три позиции (64 место из 148 стран) в значительной степени за счет макроэкономических показателей, а по результатам рейтинга IMD положение России в 2014 году улучшилось: страна переместилась на 38 место (из 60 стран) также за счет макроэкономических показателей. Рейтинг стран по качеству предпринимательского климата столь же убедительно подчеркивает потенциал экономического роста России: в 2013 году Россия улучшила свои позиции и поднялась со 112 на 92 место в рейтинге (из 189 стран). Вместе с тем, конкурентные позиции России на мировых рынках существенно различаются по видам продукции: лидирующие позиции занимает сегмент добычи нефти и газа, а также нефтепереработки, их экспорт из России составляет около 350 млрд. долл. в год, а доля в мировом экспорте - 12%; наблюдаются сильные позиции и в металлургии, экспорт продукции которой составляет в пределах 40 млрд. долл. в год, а доля в мировом экспорте - от 5% до 15% (по основным видам металлов). Более слабые позиции - по товарам лесопромышленного и химического комплексов. Устойчивые позиции - в производстве вооружений и военной техники, экспорт которых - более 12 млрд. долл., а доля на мировом рынке - около 20%. В аутсайдерах по конкурентным позициям - гражданские машиностроительные производства, а также производство непродовольственных потребительских товаров. В этих секторах объемы экспорта крайне невелики, а большая часть спроса на внутреннем рынке (от 2/3 до 3/4 и более) покрывается за счет импорта. При этом Россия обладает конкурентными преимуществами на отдельных специфических рынках продукции гражданского машиностроения: турбореактивных двигателей, ядерных реакторов, радиолокационной аппаратуры, навигационных приборов и некоторых других. Заметно укрепляются позиции России в агропромышленном, а также химическом комплексах; их доля в мировом экспорте значительно увеличилась.

В связи с изложенным, рост национальной экономики будет во многом определяться как темпами научно-технического прогресса, так и доступом к финансовым ресурсам, преодолением инфраструктурных ограничений, качественным инвестиционным климатом. Императивы глобальной инновационной экономики будут ориентированы на ускоренное развитие конвергентных нано-, био- и инфотехнологий, а также когнитивных технологий, практические результаты применения которых не только станут основой для формирования новых рынков, но и существенно повлияют на облик традиционных областей (энергетика, транспорт, промышленное производство, медицина и другие).

В России ключевые области научно-технического прогресса отражены в перечне приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации гражданского характера, которые в целом отвечают мировым научно-технологическим приоритетам и включают: науки о жизни; информационно-телекоммуникационные системы; индустрию наносистем; рациональное природопользование; транспортные системы; энергоэффективность и энергосбережение.

Ориентация на инновационный сценарий развития экономики определяет более высокую инвестиционную направленность экономического роста и эффективное использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных секторах (промышленность, энергетика, транспорт, аграрный сектор), но и в новых наукоемких секторах и «экономике знаний», а потому предусматривает:

создание эффективной национальной инновационной системы и развертывание долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России в отдельных сегментах мировых рынков средне- и высокотехнологичных товаров и услуг;

глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую существенное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;

модернизацию инфраструктурных отраслей экономики: транспорта и электроэнергетики на фоне повышения эффективности энергосбережения;

создание сети конкурентоспособных инновационных кластеров, новых региональных центров экономического развития, преодоление отставания депрессивных регионов;

развитие многовекторной модели интеграции в мировой рынок, опирающейся на формирование более глубоких форм интеграции в рамках Евразийского союза и СНГ, расширение внешнеэкономических связей с Китаем, Индией, ЕС и США;

дальнейшую диверсификацию российской экономики и российского экспорта;

ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных рисков и административных барьеров, развитие новых компаний и активизацию предпринимательской составляющей российского бизнеса, повышение качества государственных услуг и эффективности государственного управления при усилении его стратегической программной составляющей.

Достижение целевых параметров долгосрочной экономической политики Российской Федерации на период до 2020 года будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». В этой связи ключевыми внешними вызовами для России в части инновационного развития являются: