Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 02.08.2011 N 331-п(утратило силу)

II. Обоснование необходимости разработки программы


Согласно требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45, общеобразовательные учреждения обязаны обеспечивать регулярное питание обучающихся, воспитанников дважды в день (п.6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08).

С 2007 года мероприятия по организации горячего питания в школах проводились в соответствии с задачами комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирской области. Данные мероприятия были направлены на улучшение материально-технического состояния пищеблоков общеобразовательных учреждений: ремонт, обновление холодильного и технологического оборудования, замену мебели, ревизию и ремонт систем вентиляции и т.д.

В результате реализованных действий к началу 2010-2011 учебного года в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области горячее питание школьников организовано в 1042 государственных и муниципальных школах  (97,6% от общего количества школ), из них 359 - городских и 683 сельских школ.

Горячее питание обеспечивается в 975 общеобразовательных учреждениях Новосибирской области самостоятельно, в 62 - через комбинаты школьного питания.

Охват горячим одноразовым питанием составляет 85,5% от общего количества школьников и превышает средний по России показатель, который составляет 70-75%.

Двухразовым горячим питанием в школах Новосибирской области пользуются 70872 человека, что составляет 29,2% от общего количества обучающихся и воспитанников.

Организация горячего питания в школах Новосибирской области представлена следующими видами:

школьные столовые, работающие на сырье - 585 (56,1% общеобразовательных учреждений от общего количества школ, имеющих пищеблоки);

школьные столовые, работающие на полуфабрикатах - 312 (30%);

школьные столовые, работающие и на сырье, и на полуфабрикатах - 45 (4,3%);

школьные буфеты-раздаточные - 59 (5,7%);

школьные буфеты - 41 (3,9 %).

В 25 школах отсутствуют пищеблоки - 2,4 % от общего количества школ - это вечерние и малокомплектные школы с численностью обучающихся менее 26 детей.

На основании изложенного выявлены основные проблемы в организации школьного питания:

1. Преобладание в структуре организации школьного питания государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Новосибирской области, самостоятельно организующих весь цикл приготовления блюд, имеет ряд серьезных недостатков:

сложности соблюдения нормативных требований в части обработки и хранения необработанного сырья;

невозможность обеспечить все пункты школьного питания полным комплектом современного технологического оборудования, сохраняющего в процессе приготовления все полезные свойства продуктов;

трудности, связанные с обеспечением специализации и высокого уровня профессионализма работников, задействованных в организации питания школьников.

Комплексным решением данной группы проблем можно рассматривать внедрение модели организации питания, построенной на широком применении принципов централизации и индустриализации. Данная модель была апробирована в двух районах города Новосибирска (Калининском и Ленинском) и показала свою эффективность через увеличение охвата обучающихся общеобразовательных учреждений города Новосибирска полноценным горячим питанием на 15%.

В городе Новосибирске в 2008-2009 годах были созданы два комбината питания. Муниципальное автономное учреждение «Комбинат питания» с мощностью 10 тысяч рационов в день,  находящийся на территории Калининского района, обслуживает в шести районах города 52 образовательных учреждения. Муниципальное учреждение «Комбинат питания» с мощностью 4 тысячи рационов в день, находящийся в Ленинском районе, обслуживает 10 школ.

Опыт создания муниципальных комбинатов питания позволил организовать горячее питание в общеобразовательных учреждениях, которые ранее имели только буфетную продукцию.

В настоящее время полностью соответствуют требованиям современных правил и норм только пищеблоки зданий школ, построенных в 2010-2011 годах (школа в селе Завьялово Искитимского района, школа-интернат в городе Куйбышеве, пристройка к средней школе города Каргата, школа в рабочем поселке Коченево).

2. Другой проблемой, препятствующей более широкому внедрению системы организации полноценного горячего питания, соответствующего современным нормативным требованиям, является устаревшее оборудование школьных пищеблоков, не позволяющее качественно осуществить полный цикл приготовления пищи, а также недостаточное оснащение обеденных залов, столовых общеобразовательных учреждений (мебелью, инвентарем и пр.).

Питание обучающихся и воспитанников осуществляется за счет средств родительской оплаты, иногда с привлечением продукции, выращенной на пришкольных участках. Использование продукции, выращенной на пришкольных участках, позволяет уменьшить стоимость школьного питания на 10-20%. Тем не менее существующая практика ценообразования не позволяет учитывать в цене готовых блюд всю совокупность затрат на приготовление блюд. Включение в цену предлагаемых блюд всей совокупности расходов привело бы к ее серьезному росту и снижению востребованности горячего питания. Таким образом, с развитием системы централизованного производства и организации горячего питания школьников поставлена задача оптимизировать затраты на приготовление пищи, тем самым уменьшая стоимость школьного питания.

3. Квалификация специалистов, связанных с организацией приготовления школьной еды является недостаточной для того, чтобы работать на современном оборудовании, которым будут оснащаться школьные пищеблоки и комбинаты питания. Данную проблему предстоит решить через организацию обучающих курсов, курсов повышения квалификации специалистов.

4. На формирование культурно-поведенческой нормы по здоровьесбережению работают школьные программы здоровья, частью которых являются подпрограммы по формированию культуры питания. В ряде школ области на протяжении 5 лет работает образовательная программа «Разговор о правильном питании», разработанная и рекомендованная Институтом возрастной физиологии Российской академии образования. Целью программы является формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, и, в первую очередь, о важности правильного питания. Методические пособия направляются в школы бесплатно по заявительному принципу и рассчитаны на учащихся 1-6 классов. Данным проектом охвачено только 7,5% школьников. Практика реализации таких программ будет расширена в рамках реализации программы.

Достижение цели программы возможно за счет новых современных моделей организации питания, повышения профессиональных компетенций работников, связанных с организацией питания школьников, и системной реализации действий по формированию культуры здорового питания.

В настоящее время наиболее перспективной, апробированной и получившей положительную оценку в ходе реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся (в Кемеровской области, Алтайском крае, Республике Хакасии и др.) является модель производства полуфабрикатов высокой степени готовности.