1. Краткий анализ текущего состояния сферы действия Программы
В течение последних лет в Новосибирской области значительно улучшились условия для развития физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений. Развивалась инфраструктура массового спорта, совершенствовалась спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа среди всех категорий и возрастных групп населения области, особое внимание уделялось развитию детско-юношеского спорта, укреплению материально-технической базы спортивных школ, клубов и спортсооружений, развитию спорта высших достижений и совершенствованию кадровой политики.
В 2007-2009 годах были проведены крупные мероприятия по развитию и совершенствованию спортивной инфраструктуры. В течение 2009 года в эксплуатацию введено 128 спортивных сооружений, это на 45 объектов больше по сравнению с 2008 годом. На начало 2010 года в Новосибирской области функционирует 3818 спортивных сооружений, в том числе 37 стадионов, 2049 плоскостных сооружений, 1220 спортивных залов, 6 дворцов спорта и 64 плавательных бассейна.
Участие Новосибирской области в реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» и социального проекта «Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов», разработанного по инициативе Всероссийской политической партии «Единая Россия», позволило ввести в строй крытый ледовый дворец и современный спортивный комплекс в районах Новосибирской области, а в городе Новосибирске - 2 плавательных бассейна, 3 крытых катка с искусственным льдом.
В последние годы особое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, что позволило почти в 2 раза увеличить число инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом. В настоящее время физической культурой и спортом в Новосибирской области на постоянной основе занимается более 5000 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
С целью популяризации физической культуры и спорта департаментом физической культуры и спорта Новосибирской области совместно с областными спортивными федерациями и органами местного самоуправления ежегодно проводится более 3000 спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий по 72 видам спорта. Например, в 2009 году в Новосибирской области были проведены спортивно-массовые мероприятия, в том числе: 35 - республиканского уровня, 6 - международного, 28 - всероссийского, 238 - областного, 48 - Сибирского федерального округа и более 2500 соревнований в муниципальных образованиях области по различным видам спорта.
Команды мастеров Новосибирской области по игровым видам спорта достойно и успешно выступают на соревнованиях различного уровня.
Физкультурно-оздоровительную и спортивную работу на территории Новосибирской области проводят 5175 штатных физкультурных работников, из них 88,9 процента имеют специальное физкультурное образование, в том числе 57,5 процента - высшее.
Воспроизводство кадрового потенциала в сфере физической культуры и спорта, подготовку и повышение квалификации осуществляют Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования и Новосибирский колледж олимпийского резерва.
Одним из приоритетных направлений является развитие детско-юношеского спорта и спорта высших достижений.
В области создана система государственных и муниципальных учреждений спортивной направленности, которая включает 8 детско-юношеских спортивных клубов физической подготовки, 72 детско-юношеские спортивные школы, 23 специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, 2 школы высшего спортивного мастерства. В них работают 1412 тренеров-преподавателей, занимается спортом более 68500 детей и подростков.
В целях стимулирования достижения результатов высшего спортивного мастерства ежегодно спортсменам, выступающим на официальных соревнованиях в составе сборных команд Российской Федерации или Новосибирской области, занявшим призовые места, и их тренерам выплачивается единовременное денежное вознаграждение. Кроме того, лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией и Новосибирской областью, устанавливается дополнительное материальное обеспечение в виде денежных выплат.
2. Обоснование необходимости решения существующих проблем
программно-целевым методом
Несмотря на положительные тенденции в развитии сферы физкультуры и спорта, Новосибирская область нуждается в более интенсивном развитии всей системы физической культуры и спорта, включая серьезные инфраструктурные преобразования.
Среди основных проблем, препятствующих максимально эффективному развитию физической культуры и спорта в Новосибирской области, можно выделить проблемы, объективно присущие не только Новосибирской области, но и России в целом:
1) остается низким уровень обеспеченности спортивными сооружениями, в том числе современными спортивными объектами, для подготовки спортсменов высокого класса;
2) значительная часть населения Новосибирской области не привлечена к систематическим занятиям физической культурой и спортом, что негативно сказывается на здоровье, производительности труда граждан, подготовке молодежи к защите Отечества, профилактике асоциальных явлений в молодежной среде;
3) остается низким уровень обеспеченности сферы физической культуры и спорта квалифицированными специалистами;
4) недостаточно развита система подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений в Новосибирской области;
5) недостаточна информационная поддержка развития физической культуры и спорта, пропаганды здорового образа жизни населения Новосибирской области;
6) доступность занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и малообеспеченных слоев населения в Новосибирской области остается низкой.
Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего развитие сферы физической культуры и спорта в Новосибирской области, наиболее эффективным методом решения существующих проблем является применение программно-целевого метода.
Применение программно-целевого метода позволяет обеспечить:
решение комплексных масштабных задач Программы, которые носят межотраслевой и межведомственный характер, путем объединения усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, частного сектора экономики, общественности;
концентрацию ресурсов на решении приоритетных комплексных задач в сфере развития физической культуры и спорта Новосибирской области;
длительный горизонт планирования, позволяющий оценить долгосрочные эффекты;
системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
высокую степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий;