Долгосрочная целевая программа
«Повышение безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок
на автомобильных дорогах Новосибирской области в 2011-2015 годах»
I. Паспорт
долгосрочной целевой программы Новосибирской области
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок на автомобильных дорогах Новосибирской области в 2011-2015 годах» (далее - программа) | ||||||
Наименование, дата и номер правового акта о разработке программы | Распоряжение администрации Новосибирской области от 17.04.2009 N 120-ра «Об утверждении Концепции развития транспортной инфраструктуры Новосибирской области» | ||||||
Основные разработчики программы | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области во взаимодействии с Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области; министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области | ||||||
Государственный заказчик программы | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области | ||||||
Руководитель программы | Симонов Н.Н. - министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области | ||||||
Исполнители основных мероприятий программы | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области во взаимодействии с: Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области; Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области; государственное казенное учреждение Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области»; государственное унитарное предприятие «Центр организации дорожного движения Новосибирской области» | ||||||
Цель и задачи программы | Цель: снижение уровня аварийности и повышение безопасности пассажирских перевозок на автомобильных дорогах Новосибирской области. Задачи: повышение уровня правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения; совершенствование организации дорожного движения на автомобильных дорогах Новосибирской области; обеспечение своевременного оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в целях снижения смертности и инвалидизации населения; обеспечение технического перевооружения предприятий пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта; внедрение на транспортных средствах пассажирского автомобильного транспорта систем спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS | ||||||
Сроки (этапы) реализации программы | 2011-2015 годы (этапы не выделяются) | ||||||
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий программы) | Показатель | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Всего затрат, | тыс. руб. | 530455,9 | 590511,6 | 620162,1 | 626826,7 | 522823,9 | |
федеральный бюджет* | тыс. руб. | 123885,2 | 15643,4 | 13507,4 | 11341,4 | 11341,4 | |
областной бюджет Новосибирской области, | тыс. руб. | 210673,2 | 266693,7 | 296569,2 | 277389,8 | 278657,0 | |
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области | тыс. руб. | 195516,2 | 251536,7 | 281412,2 | 262232,8 | 273500,0 | |
Министерство здравоохранения Новосибирской области | тыс. руб. | 10000,0 | 10000,0 | 10000,0 | 10000,0 | - | |
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области | тыс. руб. | 5157,0 | 5157,0 | 5157,0 | 5157,0 | 5157,0 | |
местные бюджеты* | тыс. руб. | 81237,5 | 58570,5 | 61770,5 | 94320,5 | 94320,5 | |
внебюджетные источники*, | тыс. руб. | 114660,0 | 249604,0 | 248315,0 | 243775,0 | 138505,0 | |
средства ЗСЖД | тыс. руб. | 71800,0 | 128910,0 | 103460,0 | 134850,0 | 20170,0 | |
Важнейшие целевые индикаторы. | Наименование целевого индикатора | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Снижение транспортного риска | 4,8 | 4,6 | 4,4 | 4,2 | 4,0 | ||
Снижение социального риска (смертность от дорожно-транспортных происшествий | 15,6 | 15,3 | 15,0 | 14,7 | 14,4 | ||
Снижение тяжести последствий ДТП (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 пострадавших) | 11,4 | 11,2 | 11,0 | 10,7 | 10,5 | ||
Сокращение количества лиц, | 5,5 | 9,4 | 13,3 | 17,2 | 17,5 | ||
Сокращение количества ДТП с пострадавшими (по сравнению | 90 | 137 | 184 | 231 | 240 | ||
Снижение износа в %: |
|
|
|
|
| ||
Количество автобусов, | 50 | 15 | - | - | - | ||
Количество транспортных средств | 3700 | 3840 | 3910 | 3980 | 4050 | ||
В результате реализации программы к 2016 году: сократится количество лиц, погибших в ДТП, на 19,5% (85 человек), по отношению к 2009 году; сократится количество ДТП с пострадавшими на 8,5% (240 происшествий), по отношению к 2009 году; транспортный риск снизится на 38,5%, по отношению к уровню 2009 года; социальный риск снизится на 11,1%, по отношению к уровню 2009 года; тяжесть последствий ДТП снизится на 9,5%, по отношению к уровню 2009 года; реализация программы будет способствовать снижению смертности от транспортных травм всех видов (количество случаев на 100 тыс. человек), показатель будет характеризоваться следующими значениями в динамике по годам: 2010 2011 2012 2013 2014 2015 18,1 20,2 18,5 17,5 16,5 14,5 износ парка автобусов снизится до 50,2%, износ троллейбусов - до 56,0%, износ трамваев - до 76,0%; 100% автобусов, осуществляющих междугородние и межмуниципальные перевозки, будут оснащены ремнями безопасности и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (4050 ед.) |
*Прогнозные объемы.
II. Обоснование необходимости разработки программы
1. Краткий анализ текущего состояния сферы действия программы.
Высокие темпы автомобилизации создают серьезную нагрузку на систему автодорог регионального и межмуниципального значения Новосибирской области.
Несоответствие развития автодорожной сети темпам автомобилизации, недостаточная эффективность функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкая дисциплина участников дорожного движения характерна для всех регионов Российской Федерации, в том числе и для Новосибирской области.
Социальная и экономическая необходимость решения проблемы аварийности отражена в постановлении Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
Всего в 2009 году на автодорогах Новосибирской области зарегистрировано 2824 дорожно-транспортных происшествия, что на 8% ниже, чем в 2008 году, в которых погибли 409 (на 9,9% ниже уровня 2008 года) и ранены 3363 человека (на 6,4% ниже уровня 2008 года).
Основные показатели аварийности в Новосибирской области
Годы | ДТП | Погибло | Ранено | |||
Кол-во | +/- | Кол-во | +/- | Кол-во | +/- | |
2004 | 3214 | -5,5 | 597 | -7,4 | 3683 | -4,1 |
2005 | 3256 | 1,3 | 541 | -9,4 | 3756 | 2,0 |
2006 | 3304 | 1,5 | 499 | -7,8 | 3867 | 3,0 |
2007 | 3220 | -2,5 | 499 | 0 | 3853 | -0,4 |
2008 | 3071 | -4,6 | 454 | -9,0 | 3593 | -6,7 |
2009 | 2824 | -8,0 | 436 | -3,9 | 3363 | -6,4 |
*Аналогичный период прошлого года.
Анализируемый период (2004-2009 годы) характеризуется стабилизацией тяжести последствий ДТП (число погибших в пересчете на 100 пострадавших).
Относительные показатели аварийности в Новосибирской области
Год | Тяжесть последствий ДТП | Число пострадавших | Число погибших | Кол-во ДТП |
2004 | 13,9 | 159,2 | 18,6 | 50,6 |
2005 | 12,6 | 161,4 | 16,6 | 49,8 |
2006 | 11,4 | 164,8 | 15,1 | 48,5 |
2007 | 11,5 | 161,9 | 15,5 | 44,3 |
2008 | 11,2 | 153,3 | 14,8 | 39,5 |
2009 | 11,5 | 143,8 | 15,4 | 34,1 |
Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике значительный ущерб, составляющий более 2% валового внутреннего продукта: в 2004 году (базовом для федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах») в целом для России ущерб составил 369 млрд. руб., применительно к Новосибирской области - 3,3 млрд. руб., в 2009 году для Новосибирской области ущерб составил - 7,6 млрд. руб.
Самым распространенным видом дорожно-транспортных происшествий в Новосибирской области остается наезд на пешехода - более 40% от общего числа ДТП с пострадавшими, более 30% составляют столкновения транспортных средств.
Выше среднего уровня остается тяжесть последствий ДТП в случае наезда на пешехода, на стоящее транспортное средство и в случае опрокидывания транспортных средств - почти 13 погибших на 100 пострадавших (среднее значение 11 погибших на 100 пострадавших).
Для молодых людей в возрасте 16-26 лет участие в дорожно-транспортном происшествии чаще всего заканчивается травмами либо гибелью. Среди пешеходов: для граждан в возрасте 40-60 лет риск получить травмы составляет 26% от общего числа пострадавших в ДТП пешеходов.
Более 75% ДТП происходят по вине водителей транспортных средств. При этом три четверти ДТП приходится на долю водителей транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Более 15% ДТП по вине водителей совершается водителями со стажем управления автотранспортом до 3 лет.
Треть происшествий связаны с неправильным выбором скоростного режима движения. Вследствие выезда на полосу встречного движения регистрируется около 11% ДТП. Каждое двенадцатое происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Каждое десятое ДТП - с участием несовершеннолетних. Более трети ДТП с участием несовершеннолетних происходит из-за неосторожного поведения детей на улично-дорожной сети.
В последние годы отмечается рост ДТП с участием транспортных средств общественного пассажирского транспорта. Это вызвано рядом причин, в том числе высоким износом парка автобусов, отсутствием современных средств диспетчерского контроля. Значительная часть транспортных средств пассажирского транспорта не отвечает современным требованиям безопасности, в тот числе не оборудованы ремнями безопасности.
Серьезной проблемой автомобильного пассажирского транспорта Новосибирской области, влияющей на безопасность дорожного движения и пассажирских перевозок в целом, является старение парка подвижного состава.