Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 23.09.2011 N 409-п(утратило силу)


Приложение
к постановлению Правительства Новосибирской области
от 10.09.2012 N 409-п


«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Новосибирской области
от 23.09.2011 N 409-п

Долгосрочная целевая программа «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы»


I. Паспорт
долгосрочной целевой программы Новосибирской области

     Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012-2017 годы» (далее -
     Программа)

     Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы

     Распоряжение Правительства Новосибирской области от 22.07.2011 N 328-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Чистая вода» в Новосибирской области на 2012_2017 годы»

     Основные разработчики Программы

     Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области

     Государственный заказчик Программы

     Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области

     Руководитель Программы

     Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области

     Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области,
     органы местного самоуправления Новосибирской области (по согласованию), организации коммунального комплекса, подрядные организации, заключившие договоры на конкурсной основе

Цель и задачи Программы

Цель: обеспечение населения Новосибирской области качественной питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности и безвредности, в необходимом и достаточном  количестве.
Задачи:
1. Развитие и реконструкция систем водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области.
2. Развитие и реконструкция систем водоотведения в муниципальных образованиях Новосибирской области.
3. Устранение дефицита водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области.
     4. Совершенствование  системы управления сектором водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Новосибирской области

Cроки реализации Программы

     Этапы реализации Программы не предусматриваются.
Срок реализации Программы: 2012-2017 годы

     Объемы финансирования
     (с расшифровкой по годам и источникам финансирования
     и исполнителям мероприятий Программы)

Прогнозный объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования составит
5 509 228,4 тыс. рублей, из них:
за счет средств федерального бюджета -
322 833,2 тыс. рублей, в том числе:
42 833,2 тыс. рублей - в 2012 году;
280 000,0 тыс. рублей - в 2013 году;
за счет средств областного бюджета - 2 467 108,5 тыс. рублей, в том числе:
246 996,5 тыс. рублей - в 2012 году;
375 000,0 тыс. рублей - в 2013 году;
400 000,0 тыс. рублей - в 2014 году;
481 704,0 тыс. рублей - в 2015 году;
481 704,0 тыс. рублей - в 2016 году;
481 704,0 тыс. рублей - в 2017 году;
за счет средств местных бюджетов - 168 133,7 тыс. рублей,
в том числе:
12 999,8 тыс. рублей - в 2012 году;
25 530,8 тыс. рублей - в 2013 году;
27 885,2 тыс. рублей - в 2014 году;
33 906,0 тыс. рублей - в 2015 году;
33 906,0 тыс. рублей - в 2016 году;
33 906,0 тыс. рублей - в 2017 году;
за счет средств внебюджетных источников -
2 551 153,0 тыс. рублей, в том числе:
302 689,9 тыс. рублей - в 2012 году;
342 529,4 тыс. рублей - в 2013 году;
382 847,1 тыс. рублей - в 2014 году;
507 695,5 тыс. рублей - в 2015 году;
507 695,5 тыс. рублей - в 2016 году;
507 695,5 тыс. рублей - в 2017 году.
Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании бюджетов всех уровней на соответствующий финансовый год

Важнейшие целевые индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в количественно измеримых показателях

Важнейшие целевые индикаторы:
доля населения, обеспеченного питьевой водой нормативного качества;
удельный вес проб воды, которые не отвечают гигиеническим нормативам, в том числе:
по санитарно-химическим показателям,
по микробиологическим показателям;
число аварий в системах водоснабжения;
доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене;
доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения;
объем сточных вод,  пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод;
число аварий в системах водоотведения и очистки сточных вод;
доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене;
доля населения Новосибирской области, обеспеченного услугами централизованного водоотведения;
доля населения Новосибирской области, не обеспеченного услугами централизованного водоснабжения;
уровень обеспеченности системами резервных водозаборов в муниципальных образованиях Новосибирской области;
доля муниципальных образований Новосибирской области, переведенных на долгосрочные тарифы в сфере оказания услуг по водоснабжению и водоотведению
Реализация Программы позволит к 2017 году увеличить долю населения, употребляющего питьевую воду нормативного качества, соответствующую гигиеническим нормативам по органолептическим, химическим и микробиологическим показателям, до 81% (что на 4,8 процентных пункта выше аналогичного показателя 2011 года), что в свою очередь окажет влияние на снижение заболеваемости населения, в том числе органов пищеварения (снижение на 2,9 тыс. человек), брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями, гепатитами (снижение на 0,45 тыс. чел.), онкологическими заболеваниями (снижение на 0,11 тыс. чел.), вирусными гепатитами (снижение на 0,03 тыс. чел.).
В рамках реализации Программы будут достигнуты следующие результаты:
Обеспечение населения Новосибирской области питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности. К 2017 году снизится доля проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам, в том числе по:
санитарно-химическим показателям до 16,0%
(что на 7,8 процентных пункта ниже уровня 2011 года);
по микробиологическим показателям до 1,8% (аналогичный показатель на начало реализации Программы - 2,8%).
Снижение потерь на водопроводных и канализационных сетях, сокращение аварийности систем водопроводно-канализационного комплекса, улучшение качества очистки сточных вод, что характеризуют следующие показатели:
число аварий в системах водоснабжения и водоотведения сократится до 75 и 38,5 на 1000 км в год соответственно
(что на 66 и 6,2 аварии меньше к уровню 2011 года);
доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, составит 99,5 % (что на 3,5 процентных пункта выше уровня 2011 года);
объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод, составит 99,8% (что на 4,8 процентных пункта выше уровня 2011 года);
доля населения Новосибирской области, обеспеченного услугами централизованного водоотведения, увеличится до 70% (аналогичный показатель на начало реализации Программы - 68%);
доля уличных водопроводных и канализационных сетей, нуждающихся в замене, сократится к концу реализации Программы до 31,5% и 37% соответственно (что на 7,9 и
3 процентных пункта соответственно ниже уровня 2011 года). Достижение указанных значений целевых индикаторов позволит:
снизить потери на водопроводных и канализационных сетях  на 5%;
сократить дефицит  мощностей сооружений
по водоподготовке на 35%, по очистке сточных вод на 10%.
Снижение дефицита водопотребления, обеспечение резервирования воды для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд выражается:
в увеличении доли населения Новосибирской области, обеспеченного централизованными системами водоснабжения до 87% (что на 9,5 процентных пункта выше аналогичного показателя 2011 года);
в обеспечении муниципальных образований Новосибирской области системами резервных водозаборов для 100% обеспечения населения питьевой водой и водой, предназначенной для хозяйственно-бытовых нужд в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Повышение инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение и водоотведение путем совершенствования системы управления сектором водоснабжения и водоотведения
в муниципальных образованиях Новосибирской области, характеризуется долей муниципальных образований,
в которых установлены тарифы на долгосрочный период регулирования.
Данный показатель  к 2017 году составит 60%. Кроме того,
к 2017 году планируется увеличить долю капитальных вложений в системы водоснабжения и водоотведения в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения и водоотведения до 29% (что на 24 процентных пункта выше уровня 2011 года), а также увеличить долю заемных средств  
в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения и водоотведения до 26 % (что
на 26 процентных пунктов выше уровня 2011 года)

     

II. Обоснование необходимости разработки Программы


1. Краткая характеристика проблемы


Одной из самых острых задач на сегодняшний день являются проблемы обеспечения населения питьевой водой в достаточном количестве, нормативного качества, и очистка образующихся бытовых стоков до экологически нормативного уровня.

Ежегодно население области потребляет более 294 млн. куб.м воды для питьевых и коммунальных нужд, от качества которой зависит сохранение здоровья населения на уровне, соответствующем критериям цивилизованного общества, обеспечение комфортных условий проживания, продолжительность жизни.

На территории Новосибирской области эксплуатируются 10 поверхностных и 2792 подземных водозаборов, 15 водопроводных очистных сооружений и 10 блочно-модульных установок водоподготовки, 18 канализационных очистных сооружений с биологической очисткой сточных вод, 209 канализационных насосных станций, более 9,7 тыс. км водопроводных и 2,3 тыс. км канализационных сетей.

Из 1580 городов и сельских населенных пунктов на территории  Новосибирской области  поверхностные источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения используются только в 39 городских округах и сельских населенных пунктах. Водоснабжение потребителей на остальной территории Новосибирской области осуществляется из подземных водозаборов. Качество и природно-экологические характеристики подземных вод на территории области не одинаковы. Зачастую в подземных водах наблюдается повышенное содержание железа, марганца, отмечается превышение общей жесткости, нередко присутствует аммиак и сероводород.

Около 20% населения Новосибирской области не обеспечено услугами централизованного водоснабжения. Кроме того, в некоторых населенных пунктах часть населения использует для питьевых целей воду из децентрализованных источников. Как правило, качество этой воды низкое вследствие слабой защищенности водоносных горизонтов от загрязнения с поверхностных территорий и несоблюдения установленных поясов зон санитарной охраны.

На сегодняшний день дефицит мощностей сооружений по водоподготовке составляет более 100 тыс. куб.м в сутки.

Из 35 муниципальных районов и городских округов только в 19 имеются системы канализования. Канализационные очистные сооружения имеют 18 муниципальных образований Новосибирской области и г. Новосибирск. Нормативную очистку хозяйственно-бытовых сточных вод обеспечивают только канализационные очистные сооружения г. Новосибирска, остальные работают неэффективно, так как эксплуатируются более 30 лет и характеризуются значительным физическим и моральным износом основных фондов и требуют срочной реконструкции.

Ежегодно без предварительной очистки на рельеф местности и в поверхностные водные объекты сбрасывается более 70 млн. куб.м загрязненных сточных вод.

Дефицит мощностей канализационных очистных сооружений в настоящее время достигает 180 тыс. куб.м в сутки.

Немаловажной проблемой в Новосибирской области является техническое состояние сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения. Транспортировка воды и стоков осуществляется по сетям, срок эксплуатации которых составляет более 40 лет, их изношенность достигает 70%. В связи с высокими показателями ветхости водопроводных и канализационных сетей, намечается ежегодный прирост утечек в системах водопроводно-канализационного хозяйства, возрастает ежегодное число аварийных ситуаций. Потери на водопроводных сетях составляют более 50 млн. куб.м воды в год.

Кроме того, значительные утечки на сетях водоснабжения и водоотведения приводят к повышению уровня грунтовых вод и подтоплению территории населенных пунктов. Значительное влияние на состояние окружающей среды оказывают аварии в системе сетей канализации. Утечки на канализационных сетях  ведут к загрязнению почв и верховодных водоносных горизонтов.

Состояние систем водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области характеризуется также высоким уровнем износа водозаборных сооружений. Более 30% водозаборных скважин, построенных в 70_х - 80-х годах, выработали свой технический ресурс и дальнейшей эксплуатации не подлежат.

В соответствии со статьей 34 Водного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Новосибирской области от 08.09.2008 N 254-па «Об утверждении перечня городов и других населенных пунктов Новосибирской области, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации и резервировании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» утвержден перечень городов и других населенных пунктов Новосибирской области для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации. Однако ввиду дефицита финансовых средств местных бюджетов и непредусмотренных на эти цели средств областного бюджета Новосибирской области, реализация запланированных мероприятий не осуществляется.

Тем не менее, за период 2008-2011 годов на объекты водоснабжения Новосибирской области было направлено более 2 млрд. рублей, из них свыше 1 млрд. рублей средств областного бюджета Новосибирской области.

За последние годы в Новосибирской области построено 50 скважин, оборудованных зонами санитарной охраны и обустроенных контрольно-измерительными приборами и автоматикой, построено и реконструировано свыше 240,0 км водопроводных сетей, 6 водонапорных башен. Введено в эксплуатацию более 7 блочно-модульных установок по водоподготовке, станция обезжелезивания в р.п. Мошково, проведены работы по реконструкции  поверхностных водозаборов в г. Искитиме и г. Новосибирске. Выполнены работы по реконструкции насосно-фильтровальной станции в п. Новояркуль Озеро-Карачинского сельсовета Чановского района, завершаются работы по реконструкции  насосно-фильтровальных станций в г. Куйбышеве и г. Новосибирске, строительству станции обезжелезивания в г.Черепаново. Завершено строительство резервуара чистой воды в г. Искитиме.

В ходе реализации проекта по реконструкции насосно-фильтровальной станции N 1 г. Новосибирска сдан в эксплуатацию крупнейший в стране блок ультрафиолетового обеззараживания питьевой воды производительностью 350 тыс. куб.м/сутки.

Однако на объекты систем водоотведения средства выделялись в незначительных объемах. Так за период 2008-2011 годов за счет средств областного бюджета велась реализация только 2-х проектов: по реконструкции аварийных участков канализации г. Бердска и строительству канализационного коллектора от канализационной насосной станции N 2 до главной насосной станции в г. Оби.

Реализация приоритетных проектов водопроводного комплекса области позволила снизить показатели аварийности на системах водоснабжения, возросло качество предоставляемой услуги по водообеспечению потребителей. Если доля населения, употребляющего питьевую воду нормативного качества, до 2005 года составляла около 68%, то на сегодняшний день более 76% населения области употребляет питьевую воду, соответствующую гигиеническим нормативам по органолептическим, химическим и  микробиологическим показателям.

Водные объекты и источники питьевого водоснабжения имеют важнейшее значение для социально-экономического развития Новосибирской области. Загрязнение водных объектов при отсутствии водоочистных сооружений либо недостаточной барьерной роли действующих сооружений по водоочистке сохраняет острой проблему водообеспечения во многих населенных пунктах области и создает серьёзную опасность для здоровья населения.

2. Обоснование необходимости решения проблемы водоснабжения
и водоотведения Новосибирской области программно-целевым методом