В условиях стремительно формирующейся в глобальном масштабе инновационной экономики, основанной на доминирующем значении нематериальных факторов производства - знаний и интеллектуальных ресурсов, действующая в Российской Федерации в общем, и в Новосибирской области в частности, отраслевая модель промышленной политики, направленная на точечную государственную поддержку действующих промышленных предприятий и хозяйствующих субъектов, постепенно теряет свою действенность и эффективность.
Эффективный переход к инновационному развитию требует концентрации ресурсов и усилий на наиболее перспективных взаимодополняющих группах предприятий, реализующих инновационный потенциал, имеющих наиболее высокий потенциал конкурентоспособности - кластерах. Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции.
Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года кластерная политика определена генеральным направлением реализации конкурентных преимуществ и поддержки региональных точек роста Новосибирской области.
Реализация кластерной политики невозможна в рамках существующих узкоотраслевых подходов к развитию отдельных сфер экономики. К процессу формирования новых подходов к модернизации экономики необходимо привлекать широкий круг заинтересованных лиц, предприятий и организаций, научное и экспертное сообщество, а также федеральные и региональные институты развития.
Именно с этим связана необходимость разработки концепции кластерной политики Новосибирской области, определяющей основные принципы, цели и задачи, направления деятельности, механизмы государственной поддержки реализации кластерных проектов, перечень индикаторов и систему управления развитием кластеров на территории Новосибирской области.