3.1. Краткий анализ состояния сферы действия программы
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области ведет постоянную работу по формированию, обновлению и совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы сферы образования Новосибирской области, в том числе и в области развития образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. За последние годы Правительством Новосибирской области утвержден ряд нормативно-правовых документов, направленных на обеспечение доступности и качества образования, том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В 2012 году в Новосибирской области сеть образовательных учреждений для всех категорий детей с ОВЗ и детей - инвалидов представлена:
- 31 специальным (коррекционным) образовательным учреждением (в том числе, интернатного типа), в которых обучается 3 395 детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- 127 классами коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения при общеобразовательных учреждениях, с охватом 1127 детей;
- общеобразовательными учреждениями, в которых обучается инклюзивно 3 518 детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- надомным и дистанционным обучением охвачено 572 и 315 детей с ОВЗ и детей-инвалидов, соответственно;
- 247 дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ), в которых воспитывается 11 430 детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В 28 % муниципальных районов и городских округов Новосибирской области имеются специальные (коррекционные) учреждения, осуществляющие обучение детей в интернатных условиях с отрывом от семьи, что не может рассматриваться как благоприятные обстоятельства его реабилитации, коррекции, обучения и социализации. В последние годы продолжается процесс отказа родителей от права обучения ребенка в специальных (коррекционных) школах-интернатах, что ведет, с одной стороны, к сокращению детского контингента в этих учреждениях, с другой - к увеличению количества ОУ и ДОУ общего типа, обучающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов интегрировано и инклюзивно. Следует отметить дефицит специальных (коррекционных) классов, групп для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, как в городской, так и в сельской местности.
С этой целью в Новосибирской области создается система оказания информационной, организационной, научно-методической и кадровой поддержки тех ОУ и ДОУ, которые развивают вариативные формы образовательных услуг для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
В Новосибирской области реализуются следующие вариативные формы обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное обучение. В настоящее время не требуется дополнительных затрат на создание материально-технической базы образовательных учреждений, реализующих интегрированное и надомное обучение. В области приоритет отдается развитию инклюзивного образования, а также обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий - как наиболее перспективным и в то же время ресурсоемким формам обучения (в рамках Программы будет обеспечиваться реализация указанных направлений).
В 2011-2012 годах в области была создана и в настоящее время продолжает пополняться сведениями единая база данных и система мониторинга качества в системе образования и ППМС-сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Новосибирской области (далее - база данных). Это помогает принятию своевременных и эффективных управленческих решений
В рамках реализации государственной программы «Доступная среда на 2011 - 2015 годы» ежегодно заключается соглашение между министерством образования, науки и инновационной политики Российской Федерации и Правительством Новосибирской области о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Новосибирской области на проведение мероприятий по формированию в Новосибирской области сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений здоровья. Согласно государственной программе «Доступная среда на 2011 - 2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 «Об утверждении государственной программы «Доступная среда на 2011 - 2015 годы», по результатам реализации программных мероприятий, в регионах Российской Федерации должна быть сформирована сеть общеобразовательных учреждений, обеспечивающих возможность обучения детей с ограниченными возможностями непосредственно по месту их проживания. К концу 2015 года количество таких школ на всей территории Российской Федерации планируется довести до не менее, чем 20 %.
Значительная протяженность территории Новосибирской области с запада на восток обуславливает необходимость оснащения большего, чем 20 % числа общеобразовательных учреждений - в целях обеспечения территориальной доступности образовательных учреждений для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Кроме того, в Новосибирской области создаются условия для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов не только с функциональными нарушениями (зрения, слуха, опорно - двигательного аппарата), но и для детей с задержкой психического развития, нарушением интеллекта.
За 2011 - 2012 годы (в рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы») 16 общеобразовательных учреждений оснащены необходимым оборудованием, обеспечивающим возможность обучения детей с ограниченными возможностями непосредственно по месту их проживания. С учетом анализа динамики количества инклюзивно обучающихся детей с ОВЗ и детей - инвалидов, проводимого специалистами Минобрнауки НСО, а также на основании заявок, поданных органами управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, в пределах выделенных бюджетных ассигнований, планируется за 2013 - 2015 годы оснастить необходимым специализированным оборудованием еще 18 школ.
На начало реализации Программы в 339 школах были созданы условия, обеспечивающие совместное обучение детей с нарушениями зрения, слуха, опорно - двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушениями интеллекта и детей, не имеющих нарушений здоровья. Кроме того, в 2011 - 2012 учебном году 35 общеобразовательных учреждений Новосибирской области стали победителями отборочного конкурса на участие в реализации регионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» в рамках комплекса мер по модернизации общего образования. С 2013 года к участию в проекте подключаются еще 79 общеобразовательных школ области. В указанных школах, участвующих в реализации проекта, также будут созданы условия для обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов (в дополнение к 339 оснащенным ранее).
Таким образом, к концу 2015 года в 44 % общеобразовательных учреждений Новосибирской области будут созданы условия, обеспечивающие совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений здоровья (в том числе, в 18 общеобразовательных учреждениях в рамках Программы).
По состоянию на 31.12.2012 в образовательном пространстве Новосибирской области (по сведениям базы данных) зафиксировано 7995 детей с ОВЗ и детей - инвалидов. Анализ сложившейся практики совместного обучения детей, не имеющих нарушений здоровья, и детей с ОВЗ, детей - инвалидов, показывает, что количество последних в школе варьируется от 1 до 9 человек (в среднем, 5-6 человек). По состоянию, на конец 2012 года, количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, охваченных вариативными формами обучения (интегрированное, инклюзивное, дистанционное) на территории области составляет 3833 человека (из них 315 обучающихся дистанционно). За период реализации Программы планируется, охватить инклюзивным образованием не менее 100 детей ОВЗ и детей-инвалидов, кроме того, не менее 45 будут включены в проект дистанционного обучения.
В образовательном пространстве области создается система комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, включающая в себя областной центр диагностики и консультирования, областной центр дополнительного образования детей; областной методический центр реабилитационной педагогики; центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; областной центр мониторинга образования; областной центр информационных технологий, региональный ресурсный центр дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому на базе ГБОУ НСО «Средняя общеобразовательная школа «Областной центр образования», 31 территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Деятельность этих учреждений способствует накоплению продуктивного опыта решения разнообразных задач по обеспечению прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на качественное и доступное образование и их комплексное ППМС-сопровождение на территории области. В 90 % образовательных учреждений области созданы ППМк.
В рамках создания в области системы психолого - педагогического и медико - социального сопровождения образования, за 2011 - 2012 годы министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области велась работа по созданию на территории муниципальных районов Новосибирской области центров ППМС-сопровождения образования - филиалов государственного бюджетного образовательного учреждения Новосибирской области «Областной центр диагностики и консультирования». В настоящее время 2 ППМС - центра, созданных до начала реализации ВЦП «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы», и 5 созданных в 2011-2012 году (в рамках указанной программы) ППМС-центров, активно осуществляют оказание психолого - педагогической и медико - социальной помощи участникам образовательного процесса в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области, приближая данную услугу непосредственно к месту проживания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Функционирующие ППМС - центры созданы в кустовом формате с привязкой двух близлежащих муниципальных районов Новосибирской области. С целью максимального охвата населения Новосибирской области услугами ППМС - сопровождения, необходимо в 2013 году открыть еще 3 ППМС - центра.
Кроме того, за 2013 - 2015 годы в рамках Программы в 30 школах области (на территории 30 муниципальных образований), участвующих в региональном проекте «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», планируется создать сеть ППМС - служб, аккумулирующих опыт обучения, социализации и ППМС - сопровождения детей с ОВЗ, для ретрансляции его в систему образования муниципального района, городского округа Новосибирской области, в котором находится школа. В дальнейшем в остальных муниципальных образованиях Новосибирской области также будут созданы ППМС - службы.
Для оказания психолого - педагогической и социальной помощи детям с ОВЗ, которые по состоянию здоровья или развития не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в психолого - педагогической и медико-социальной помощи, а также их родителям (законным представителям), в рамках Программы планируется открытие 3 лекотек (структурных подразделений образовательных учреждений) в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области. В дальнейшем, лекотеки будут открыты в других муниципальных образованиях области на основе изучения потребности в оказании помощи детям - инвалидам, не посещающим образовательные учреждения, а также заявок органов управления образованием
В регионе наблюдается неравномерное распределение специалистов, обеспечивающих и сопровождающих процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, детские психиатры) на фоне общего дефицита кадров в сельских территориях Новосибирской области, что затрудняет организацию интегрированного и инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Большинство педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей в ОУ и ДОУ общего типа интегрировано и/или инклюзивно, не имеют специальной педагогической подготовки в области специальной психологии и коррекционной педагогики, остро нуждаются в повышении квалификации и профессиональной переподготовке для эффективной реализации практики интегрированного, инклюзивного обучения детей.
ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО, ФГБОУ ВПО «НГПУ» и ряд других учреждений реализуют для педагогических работников Новосибирской области программы высшего профессионального образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в области дефектологии, психологии, специальной психологии, коррекционной педагогики. Необходимо усилить практическую ориентированность этих программ, планировать существенное увеличение объемов образовательных услуг по программам кратковременного повышения квалификации педагогов с разработкой и реализацией таких программ по проблемам интегрированного, инклюзивного, дистанционного образования.
Научно-методическую поддержку педагогических коллективов, осуществляющих интегрированное, инклюзивное, дистанционное, специальное (коррекционное), надомное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории области осуществляют кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО, ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», кафедры психологии ФГБОУ ВПО «НГПУ» и других вузов г. Новосибирска, муниципальные ППМС-центры, муниципальные ИМЦ. Как показывает анализ обращений специалистов и руководителей ОУ и ДОУ области требуется значительное расширение возможностей получения ОУ научно-методической помощи (объема оказываемых услуг) и ее более точная ориентация на потребности педагогов. Наиболее актуальными для педагогов становятся проблемы организации вариативных форм образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (дистанционное, интегрированное, инклюзивное обучение в ОУ общего типа): организация образовательного процесса, проектирование индивидуальных учебных планов (индивидуальных образовательных траекторий), методика организации урока в условиях интеграции и инклюзии. Не менее востребована педагогическими коллективами научно-методическая поддержка по вопросам организации комплексной ППМС-помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам (организация работы ПМПК, школьного ПМПк, школьного и дошкольного консультативного пункта и т. д.).
3.2. Обоснование необходимости решения существующей проблемы программно-целевым методом
Целесообразность принятия ведомственной целевой программы «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы» определяется тем, что она позволит обратить особое внимание на вопросы обеспечения условий обучения и социализации детей с ОВЗ и детей - инвалидов, а также привлечь дополнительные ресурсы для решения актуальных задач данной сферы.