Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (с изменениями на 6 июня 2024 года)



Ожидаемые результаты реализации Стратегии (видение Мурманской области к 2025 году)


К 2025 году Мурманская область - стратегический центр Арктической зоны Российской Федерации, финансовый и интеллектуальный регион-лидер, основной центр сервисного обеспечения морехозяйственной деятельности в АЗРФ. Мурманская область играет определяющую роль в реализации национальных интересов России в Арктике и достижении главных целей государственной арктической политики в сферах социально-экономического развития, военной безопасности, защиты и охраны государственной границы, науки и технологий, а также международного сотрудничества. Существенно увеличивается инновационная направленность экономики и диверсификация ее структуры: при высоком уровне промышленно-производственной специализации все больший удельный вес приобретает сектор услуг.


Освоение природных ресурсов территории области, океана и прилегающего шельфа северных морей на принципах комплексного подхода, инновационных и экологически совместимых технологий составит основу развития Мурманской области. Научная и технологическая компоненты исследований Арктики, поиска и добычи ресурсов на ее территории и в прилегающих акваториях в значительной степени локализуются в Мурманской области, создавая полноценные региональные и отраслевые кластеры, к ядрам и районам локализации которых будут приурочены территории опережающего развития.


Мурманск закрепит за собой функции главного научного, кадрового, культурного и делового центра Арктической зоны Российской Федерации, что во многом обусловлено его лидирующими позициями в реализации практически всех запланированных кластерных инициатив.


Порт Мурманск становится международным морским портом-хабом, способным обслуживать крупнотоннажные суда и обеспечивать работу национальной российской высокоширотной магистрали - Северного морского пути. Объективные конкурентные преимущества Мурманской области, связанные с выгодным географическим расположением, транспортно-транзитным потенциалом, обуславливают позиционирование ее как основного региона, обеспечивающего транспортную безопасность и логистические потребности национальной экономики.


На юге региона предполагается формирование экономического центра Апатиты - Кировск - Кандалакша. Город Апатиты выступает в качестве основного делового, научного, технологического, образовательного и культурного центра южной зоны расселения с развитой сферой услуг, что во многом будет обусловлено его вовлеченностью в формирование образовательного и инновационного кластера арктических технологий, а также локализацией здесь инновационной и научной составляющих горно-химического и металлургического кластера. Город Кировск выступает в роли крупного промышленного и туристического центра всего Кольского полуострова, что связано с его значительной ролью в развитии как горно-химического и металлургического, так и туристско-рекреационного кластеров, формированию которых будет способствовать создание здесь территории опережающего социально экономического развития. Специализация Кандалакшского муниципального района обуславливается развитием его транспортно-логистического, рыбохозяйственного и уникального туристско-рекреационного потенциала. Район может стать вторым центром по приему туристов и организации туров по Кандалакшскому заливу и в Терский район. Портовые и промышленные мощности района также получат импульс за счет развития регионального морехозяйственного сервисного кластера.


(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 10.07.2017 N 351-ПП)


Будут сформированы дополнительные опорные центры системы расселения - г. Ковдор (один из центров горно-химического и металлургического кластера), Ловозерский район (добыча и производство лопаритового концентрата, развитие туризма и традиционных ремесел, один из центров экспортно ориентированного продовольственного кластера) и п.г.т. Умба (один из центров туристско-рекреационного кластера, кластера северного дизайна и традиционных ремесел), обеспечивающие устойчивое развитие прилегающих территорий и усиление функциональных связей между поселениями. Основными полюсами роста малых населенных пунктов станут с. Териберка, н.п. Лиинахамари, с. Варзуга, с. Алакуртти.


Мультипликативный эффект для развития экономики Печенгского района будет обеспечен реализацией проектов в области марикультуры, что позволит включить его в качестве одного из основных звеньев в рыбохозяйственный кластер. Другим направлением новой специализации для района может стать развитие вспомогательных функций в области сервисной экономики морепользования и обеспечения реализации шельфовых проектов, которое во многом будет определяться интенсификацией двустороннего сотрудничества с Королевством Норвегия. Приграничное положение территории и упрощение визового режима станет основой для развития туризма.


Кольский муниципальный район приобретет промышленную специализацию с усилением морехозяйственной компоненты и ее сервисной составляющей, а также направлений, связанных с развитием марикультуры, глубокой и безотходной переработкой водных биоресурсов.


Основные тренды развития городов Полярные Зори, Оленегорска, Мончегорска будут увязаны с динамикой и результативностью работы наиболее значимых предприятий региона, их планами по реконструкции и модернизации действующих и вводом новых производств. Тенденции концентрации экономического потенциала в данных территориях сохранятся. Развитие закрытых административно-территориальных образований Александровск, п. Видяево, г. Заозерск, г. Островной, г. Североморск будет и в дальнейшем связано с планами Министерства обороны Российской Федерации по укреплению обороноспособности страны.


В целом в городских и сельских поселениях будет сформирована комфортная среда проживания, обеспечивающая в том числе полноценную жизнедеятельность маломобильных групп населения, пенсионеров и инвалидов, повышение безопасности граждан, реализацию культурной и досуговой деятельности жителей. Бюджетная сеть пройдет комплексную модернизацию, в целом будут созданы устойчивые механизмы постоянного обновления и совершенствования социальной инфраструктуры, напрямую связанной с повышением качества жизни и развитием человеческого капитала.


Природа, ландшафты и уникальные климатические ресурсы, а также культурное, историческое и этнологическое наследие региона будут включены в систему хозяйствования за счет создания и продвижения комплекса туристских продуктов, способных занять свою нишу в высокодоходном сегменте туристского бизнеса.


Характерными чертами государственного управления Мурманской области станут профессиональная и высокоэффективная исполнительная власть, сформированные элементы регионального электронного правительства, обеспечивающие прозрачность управленческих решений, активное участие гражданского общества в формировании региональной политики.