Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (с изменениями на 6 июня 2024 года)



2. Усиление геополитического и ресурсно-экономического значения Арктики в системе мировой экономики и международных экономических отношений: роль Мурманской области


В последние годы Арктический регион становится центром пересечения национальных интересов арктических и неарктических государств, выстраивания новой системы глобальной и региональной безопасности. Сосредоточенные в Арктике запасы природных ресурсов, в первую очередь углеводородов континентального шельфа, обуславливают развернувшуюся между индустриально развитыми странами конкуренцию за их изучение, освоение и эксплуатацию, включая контроль над шельфовой зоной арктических морей.


Необходимость создания прочной международно-правовой договорной базы в Арктике привела к быстрому урегулированию целого ряда двусторонних межгосударственных спорных моментов, которые десятилетиями казались неразрешимыми. Для развития Мурманской области важным фактором стало урегулирование в 2010 году разногласий между Россией и Норвегией относительно морской границы, бывших в течение ряда лет дестабилизирующим фактором, тормозящим международное взаимодействие.


Страны - члены Арктического совета и государства, стремящиеся примкнуть к нему, будут напрямую или опосредованно усиливать свою экономическую экспансию в Арктическом регионе, обустраивать и развивать приарктические промышленные, транспортные и инфраструктурные агломерации. Российская Федерация в этом смысле имеет явное преимущество, так как обладает на побережье Северного Ледовитого океана рядом развитых городов и портов, крупнейшим из которых является Мурманск.


Разработка месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Северного Ледовитого океана при всей неустойчивости современной конъюнктуры мирового рынка представляется перспективным стратегическим мегапроектом. Как минимум до середины XXI века возобновляемые источники энергии не смогут заменить традиционное углеводородное сырье. В условиях истощения месторождений углеводородов в освоенных районах, технико-экономических ограничений, связанных с извлечением тяжелой нефти, объективно предопределено смещение центра тяжести добычи нефти и газа в АЗРФ, прежде всего на континентальный шельф. Углеводородные месторождения шельфовых акваторий Баренцева и Карского морей выступают стратегическим резервом нефтегазового комплекса Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В этих условиях Мурманская область приобретает стратегическое значение как один из основных центров добычи и транспортировки углеводородного сырья на предприятия России, стран Европы и Северной Америки.


Кроме того, Арктика - крупнейшее хранилище пресной воды. По данным ООН, к середине XXI века численность людей, живущих при постоянной нехватке питьевой воды, может достичь 4 млрд. человек. При этом наиболее экономичным ресурсом воды для этих регионов называется европейский сектор Арктического региона. Это делает арктические ресурсы критически важными для человечества при относительно недорогой стоимости их извлечения и транспортировки по сравнению с современными технологиями опреснения. Производство водоемкой продукции может стать доминирующим направлением развития российской экономики уже в ближайшие десятилетия.


Принципиально важным для дальнейшего устойчивого развития Российской Федерации и Мурманской области является выгодное географическое положение нашей страны, обуславливающее активное использование арктических пространств. У АЗРФ и Мурманской области появляется шанс изменить свою внешнеторговую специализацию в период до 2020 - 2025 годов, отойти от монопрофильности и монопродуктовости, изменить преимущественно сырьевую ориентацию и снять многие диспропорции в развитии. Одним из перспективных направлений может стать полномасштабная реализация транспортно-транзитного потенциала за счет становления системы международных транспортных коридоров, важнейшим из которых является Северный морской путь (СМП) с тяготеющими к нему железнодорожными и речными меридиональными транспортными маршрутами.


Для организации морских торговых путей в Северном Ледовитом океане неизбежно потребуется создание крупных транспортно-логистических узлов на базе существующих и наиболее легкодоступных глубоководных портов арктического побережья, крупнейшим из которых является Мурманск. Его потенциальные прямые конкуренты - порты в Архангельске и Киркенесе - на сегодняшний день не могут составить конкуренцию Мурманскому транспортному узлу: Архангельск - в силу недостаточных глубин и замерзания; Киркенес - из-за отсутствия железной дороги, незначительных портовых мощностей. Однако с учетом планов Норвегии по строительству железнодорожной линии "Рованиеми - Киркенес" и нефтяного терминала в Киркенесе безусловные на сегодня конкурентные преимущества Мурманского транспортного узла могут начать снижаться уже в среднесрочной перспективе (одновременно существует вариант развития транспортного сообщения по маршруту "Салла - Кандалакша" как альтернатива проекту строительства железнодорожной ветки "Рованиеми - Киркенес"). Мурманский морской порт обладает конкурентными преимуществами и по сравнению с портами на Балтике (в том числе открывающимися возможностями в связи с планируемым принятием Международной конвенции по снижению выбросов в Балтийском море). В этой связи принципиально важно восстановить всю инфраструктуру Северного морского пути, в том числе в Мурманске, и оказывать судам все необходимые услуги: осуществлять перевалку грузов на суда ледового класса, дальнейшее обслуживание ледокольного флота, поддержку транзита фидерными маршрутами, а также другие сервисные функции, в том числе наукоемкие, включая навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение мореплавания.


Значительные перспективы имеет создание комплекса услуг круизного туризма по трассам Северного морского пути из Мурманска к Новой Земле, Земле Франца-Иосифа, Северному полюсу, а также к архипелагу Шпицберген.


Новый импульс к устойчивому развитию получат судоремонтные предприятия, расположенные на Кольском полуострове.


С интенсификацией судоходства по трассам в акватории СМП в дополнение к традиционным европейским и североамериканским рынкам сбыта продукции, производимой в Мурманской области, перед региональными предприятиями открываются рынки наиболее динамично развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона (в первую очередь для переработанной рыбопродукции, фосфатных удобрений, традиционной экспортной продукции горнопромышленного комплекса).


Важны также перспективы открытия трансарктического судоходства, в частности между Мурманском и канадским портом Черчилл, воздушного сообщения и прокладки средств связи через Арктику. Запланированные к прокладке подводные телекоммуникационные кабели, как предполагается, к 2015 году свяжут заполярные регионы Российской Федерации с Северо-Востоком США. Наличие в Мурманске международного аэропорта при его модернизации предопределяет способность обслуживать целый ряд направлений воздушного сообщения со странами Северной Америки.


Эти и другие факторы предоставляют возможность создать в течение ближайшего десятилетия международный транзитный узел в Мурманской области, обслуживающий как регионы Европейской части Российской Федерации, так и европейские государства в различных сферах экономического взаимодействия со странами Северной Америки в Арктике. Морские транспортные услуги могут превратиться в одну из крупнейших статей экспорта АЗРФ и Мурманской области. Полноценная реализация транспортно-транзитного потенциала обладает мощным мультипликативным и комплексоформирующим эффектами для Мурманской области. Они заключаются в повышении мобильности трудовых ресурсов и уровня жизни населения, проживающего в полосе транспортных маршрутов, тяготеющих к Северному морскому пути, оживлении промышленной и деловой активности.


Системообразующая роль СМП в обеспечении устойчивого социально-экономического развития Мурманской области обусловлена также активизацией международной торговли и использованием преимуществ обслуживания и контроля над транзитом, формирования новых конкурентоспособных кластеров на базе опорных точек Севморпути или связанных с ними меридиональных коридоров, более эффективного решения задач Северного завоза.