Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА И НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА (с изменениями на: 10.07.2017)

Таблица N 1


 SWOT-анализ конкурентоспособности Мурманской области

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1. Выгодное географическое положение, наличие глубоководного незамерзающего морского порта, имеющего выход в Атлантику и Тихий океан, высокий транспортно-транзитный потенциал. 2. Богатство, уникальность и разнообразие природно-ресурсной базы, водных биоресурсов. 3. Высокий уровень индустриального развития. 4. Энергоизбыточность региона, обусловленная наличием резервов мощности на Кольской АЭС. 5. Экспортная ориентация региональной экономики, снижающая возможные негативные последствия вступления России в ВТО. 6. Уникальный туристско-рекреационный потенциал, богатое культурно-историческое наследие саамов и кольских поморов. 7. Высокие качественные характеристики человеческого капитала, в т.ч. кадрового потенциала, значительный научно-технический потенциал. 8. Имеющиеся заделы в области высоких технологий, относящиеся к ключевым драйверам становления нового технологического уклада

1. "Арктическая" специфика хозяйственной деятельности и дискомфортность условий проживания за Полярным кругом. 2. Моноструктурный характер производственных отношений в целом и моноспециализация экономики отдельных районов; недостаточная развитость сферы услуг и элементов сервисной экономики. 3. Сырьевая экпортно ориентированная модель развития; незначительная доля продукции с высокой валовой добавленной стоимостью; недостаточная развитость энергетической, транспортной, сервисной инфраструктур. 4. Высокая доля мазута в структуре топливно-энергетического баланса. 5. Нестабильность демографических процессов; несбалансированность рынка труда, отток высококвалифицированных кадров. 6. Наличие экологических проблем. 7. Доминирование ведомственного подхода над комплексным подходом к социально-экономическому развитию. 8. Милитаризованность территории

Возможности (О)

Угрозы (Т)

1. Диверсификация промышленного, научного, инновационного потенциала; расширение сырьевой базы, ассортимента выпускаемой продукции и услуг; рационализация и интенсификация эксплуатации природных ресурсов. 2. Позиционирование Мурманской области в качестве Стратегического центра развития АЗРФ. 3. Внедрение перспективных форм пространственного развития. 4. Полноценная реализация транспортно-транзитного потенциала; опережающее развитие сервисной экономики мореплавания и наукоемкого морского сервиса. 5. Превращение сектора социальных услуг в новый драйвер устойчивого роста региональной экономики. 6. Реализация международных проектов в экономической, экологической и гуманитарной сферах

1. Кризисные явления в мировой экономике, неблагоприятные изменения рыночной конъюнктуры (снижение в кратко- и среднесрочной перспективе мировых цен и спроса на производимую в регионе продукцию). 2. Высокая зависимость ведущих предприятий горнопромышленного комплекса от политики холдингов, расположенных за пределами региона, в состав которых они входят. 3. Усиление международно-правовых, технологических и других ограничений устойчивого развития, ужесточение экологических стандартов; недоучет вероятных негативных последствий глобальных изменений климата. 4. Риски, связанные с вступлением России в ВТО. 5. Риски, способные проявиться при реализации региональной кластерной политики


Наиболее полное использование сильных сторон и открывающихся возможностей, а также преодоление слабых сторон и нейтрализация угроз может быть обеспечена за счет отказа от ведомственного подхода и перехода к комплексному социально ориентированному развитию Мурманской области с особым акцентом на внедрение в региональную экономику и социальную сферу перспективных технологических, организационных и институциональных инноваций. В соответствии с мировой практикой оптимальной формой для реализации подобной целеустановки выступает кластерная политика. В этом случае фиксируются максимальные мультипликативные и комплексоформирующие эффекты во всех сферах жизнедеятельности.