Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (с изменениями на 6 июня 2024 года)



Сценарии социально-экономического развития Мурманской области


С утверждением 8 февраля 2013 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года теряет актуальность дилемма о "рассечении" пространства возможных сценариев развития Мурманской области на два разнородных горизонта, в которой комплексное освоение с опорой на развитую городскую систему "противостоит" вахтовому освоению "кладовых" Кольского полуострова и континентального шельфа - государство уверенно заявило о наращивании своего присутствия в Арктическом регионе на основе комплексного социально-экономического развития АЗРФ. Одновременно в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Правительством Российской Федерации ставятся задачи перехода к инновационной социально ориентированной модели развития.


Построение сценариев проводилось для двух вариантов, определяемых соответствующими сценарными условиями развития мировой, национальной и региональной экономики:


1) продолжение наблюдаемой по данным официальной статистики и оценкам национальных правительств стагнации мировой экономики с очень незначительным ростом или балансированием между незначительным ростом и незначительным спадом;


2) постепенное восстановление мировой экономики, увеличение инвестиционной активности и рост спроса на мировых рынках.


Исходя из данных условий определены следующие сценарии социально-экономического развития Мурманской области:


1. Стабилизационный (инерционный) сценарий, обеспечивающий удержание имеющихся позиций и формирующий условия для "стартового рывка" в фазе нового роста мировой экономики.


2. Сценарий опережающего развития в условиях постепенного восстановления мировой экономики и роста спроса на мировых рынках.


Стабилизационный и сценарий опережающего развития предусматривают реализацию указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 606, учитывают создание современного крупного транспортно-логистического центра на базе Мурманского транспортного узла, функционирование особой портовой экономической зоны, а также реализацию других инвестиционных проектов в различных сферах жизнедеятельности (основные из которых представлены в приложении N 1), но в разные периоды. Однако реализация крупных проектов в зоне арктического шельфа и строительство заводов СПГ и НПЗ предусматривается только в сценарии опережающего развития.


(1) Стабилизационный (инерционный) сценарий отражает пролонгацию действующих в настоящий период тенденций в ключевых сферах экономики Мурманской области и основывается на консервативных оценках прогнозного роста основных показателей развития Арктической зоны Российской Федерации. Предполагается, что темпы роста валового регионального продукта <5>, реальных среднедушевых доходов населения, бюджетных доходов будут оставаться в русле тенденций, сложившихся в регионе перед мировым кризисом до 2008 года, а ожидаемые структурные сдвиги в региональной экономике будут происходить медленными темпами.


________________


<5> Принимаются для 2014 - 2025 годов ниже среднероссийских, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.


Внешнеэкономическая конъюнктура продолжает сохранять некоторые благоприятные компоненты для развития Мурманской области. Не прогнозируется падение рынков минеральных удобрений, редких земель, элементов и минералов, используемых для производства специальных сталей и других материалов для производств оборонного назначения, продукции рыбохозяйственного комплекса. В то же время дефицит инвестиционных средств предопределяет превалирование экстенсивного пути развития над интенсивным, что повышает вероятность закрепления Мурманской области в сырьевом сегменте мировой экономики и глобальной системы разделения труда. Такая траектория в рамках инерционного развития ведет к консервации экспортно-сырьевой модели с опорой на добычу и неглубокую переработку сырья, низким темпам модернизации инфраструктуры, снижению конкурентоспособности обрабатывающих производств, что в совокупности сформирует понижающий тренд темпа роста ВРП.


Региональная экономика преимущественно базируется на использовании природных ресурсов, а горнопромышленный комплекс остается ведущим в ее структуре. В энергетическом комплексе осуществляются проекты по реконструкции, модернизации и повышению энергоэффективности существующих генерирующих мощностей и сетевого хозяйства. В рыбной промышленности по-прежнему будет превалировать выпуск продукции, не прошедшей глубокой переработки. Транспортный комплекс, как и инфраструктура региона в целом, ориентирован на обслуживание добывающих отраслей и развивается умеренными темпами.


Сохранится социальная и экономическая неоднородность пространства региона, отток трудоспособного населения и пенсионеров будет продолжаться. В этой связи стабилизационный сценарий может реализовываться в инерционном режиме только в фазе вялотекущей стагнации мировой экономики, в условиях низкой инвестиционной активности и высокой волатильности рынков.