До 2000 года распространенным способом обращения с твердыми коммунальными отходами являлось их захоронение на объектах, большинство из которых не соответствовали требованиям природоохранного законодательства. Практически в каждом муниципальном образовании действовал объект размещения отходов (свалка). Такие объекты были созданы и эксплуатировались без планового поступления отходов, учитывающего годовой объем и массу отходов, оцениваемых исходя из количества населения, охваченного услугой.
В 2009 году с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, создания современных объектов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду при захоронении отходов был обоснован принцип укрупнения объектов обработки и размещения отходов и сокращения числа таких объектов. Рассчитаны математические зависимости условных затрат, которые включают в себя расходы на транспортирование, перегрузку и захоронение отходов, определен оптимальный вариант - 9 межмуниципальных комплексных объектов, включающих обработку и размещение отходов, с определением зон обслуживания для каждого из комплексных объектов (закрепление конкретных обслуживаемых муниципальных районов и городских округов за каждым объектом).
Определены мощности объектов с учетом охвата обслуживаемого населения.
Во исполнение приоритетов государственной политики РФ в области обращения с отходами целесообразно комплексное объединение видов деятельности по обработке и захоронению в периметре одного объекта или в их непосредственной близости.
В 2020 году в Нижегородской области функционирует шесть межмуниципальных комплексов обработки и размещения твердых коммунальных отходов: в г.о.г. Дзержинск, в Городецком, Балахнинском, Богородском, Кстовском и Сергачском муниципальных округах.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 02.05.2023 N 368)
Учитывая долю населения, обслуживаемого современными и отвечающими всем требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства объектами размещения отходов, которая составляет около 76,4% от общей численности региона, существует целесообразность создания комплексного межмуниципального объекта обработки и захоронения отходов в южной части региона. Создание дорогостоящего инфраструктурного объекта в северной части региона нецелесообразно ввиду отсутствия экономической эффективности.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 02.05.2023 N 368)
Таким образом используя расчетные объем и массу образования ТКО в указанных частях региона, а также учитывая логистическую составляющую системы транспортирования отходов, необходимо спланировать создание нового межмуниципального объекта обработки и захоронения в городском округе г. Арзамас до 2026 года. В этот же период, планируется модернизация действующего полигона ООО "ОРБ Нижний" с увеличением мощности обработки объекта для обслуживания 6 зоны деятельности регионального оператора.
(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 02.05.2023 N 368, от 29.08.2024 N 508)
До момента ввода в эксплуатацию двух новых ММП с МСК и модернизации полигона ООО "ОРБ Нижний", на время переходного периода к формированию комплексной инфраструктуры системы обращения с отходами на территории Нижегородской области, необходимо использовать существующие мощности объектов, включенных в ГРОРО, включая 6 вышеуказанных ММП с МСК.
По мере исчерпания ресурсов остаточной вместимости старых ОРО и/или ввода в эксплуатацию новых межмуниципальных полигонов старые объекты подлежат выводу из эксплуатации и рекультивации.
Данные о планах вывода из эксплуатации старых ОРО и затраты на их рекультивацию представлены в разделах 10 и 11.