Модифицированный Скрининговый Тест на Аутизм для Детей,
пересмотренный (M-CHAT-R/F; Robins, Fein, & Barton, 2009)
M-CHAT-R - скрининговый инструмент для оценки риска расстройства аутистического спектра (РАС) у детей в возрасте от 18 до 30 месяцев.
M-CHAT-R является авторской методикой, доступен для бесплатной загрузки в клинических, исследовательских и образовательных целях.
Инструкция по использованию:
M-CHAT-R может проводиться, как часть обычного медицинского обследования ребенка. Основная идея M-CHAT-R - максимальная чувствительность, что означает выявление настолько большого количества случаев РАС, насколько это возможно. Поэтому существует высокая доля ложноположительных результатов, это означает, что не у каждого ребенка, у которого выявлен риск, будет диагностировано РАС. Тем не менее у этих детей есть высокий риск иных нарушений или задержек развития, следовательно, оценка любого ребенка, у которого выявлен положительный результат, имеет под собой основание.
Обработка данных M-CHAT-R занимает менее двух минут.
Алгоритм для подсчета результатов:
ответ "НЕТ" по всем пунктам, за исключением 2, 5 и 12, указывает на риск РАС;
ответ "ДА" для пунктов 2, 5 и 12 указывает на риск РАС.
Следующий алгоритм максимизирует психометрические свойства M-CHAT-R:
Низкий риск: количество баллов 0 - 2; если ребенок младше 24 месяцев, то проведите повторное тестирование по достижении им 2 лет. Никаких дополнительных действий не требуется, если наблюдение не выявляет риск РАС.
Средний риск: количество баллов 3 - 7. Необходимо обсудить результаты теста с врачом педиатром, возможно использование дополнительного пошагового интервью (второй этап MCHAT-R/F) для получения дополнительной информации об ответах, указывающих на риск РАС. В любом случае, рекомендовано дальнейшее, более детальное, обследование.
Высокий риск: количество баллов 8 - 20. Рекомендовано немедленно обратиться за диагностикой и оценкой необходимости раннего вмешательства.
Постановка диагноза "детский аутизм" и иных расстройств аутистического спектра - ответственность и компетенция детского психиатра-специалиста, прошедшего специальную профессиональную подготовку.
Помните! Раннее выявление и своевременная квалифицированная помощь, программы раннего вмешательства могут значительно улучшить состояние ребенка и функционирование семьи.
M-CHAT-R
ФИО ребенка _______________________________________________________________
Дата заполнения ___________________________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________________
Степень родства ___________________________________________________________
ФИО и контактный телефон законного представителя __________________________
___________________________________________________________________________
Пожалуйста, ответьте на вопросы о Вашем ребенке. При ответах учитывайте, как обычно ведет себя ребенок. Если Вы замечали у ребенка поведение несколько раз, но обычно он/она так себя не ведет, то, пожалуйста, ответьте "нет". Пожалуйста, обведите в каждом вопросе "да" или "нет". Спасибо.
1. Если Вы показываете на что-то на другом конце комнаты, Ваш ребенок смотрит на это? | Да |
2. Вы когда-либо предполагали, что Ваш ребенок может быть глухим? | Да |
3. Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры? | Да |
4. Вашему ребенку нравится забираться на предметы? | Да |
5. Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед его/ее глазами? | Да |
6. Ваш ребенок указывает пальцем, чтобы попросить что-то или получить помощь? | Да |
7. Ваш ребенок указывает пальцем на что-то интересное, чтобы обратить на это Ваше внимание? | Да |
8. Ваш ребенок интересуется другими детьми? | Да |
9. Ваш ребенок показывает Вам предметы, принося их Вам или держа их около Вас, просто чтобы поделиться, а не попросить помощь? | Да |
10. Ваш ребенок отзывается, когда Вы зовете его/ее по имени? | Да |
11. Когда Вы улыбаетесь Вашему ребенку, он/она улыбается Вам в ответ? | Да |
12. Ваш ребенок расстраивается от бытовых звуков? | Да |
13. Ваш ребенок умеет ходить? | Да |
14. Ваш ребенок смотрит Вам в глаза, когда Вы говорите с ним/ней, играете с ним/ней или одеваете его/ее? | Да |
15. Ваш ребенок пытается копировать то, что Вы делаете? | Да |
16. Если Вы оборачиваетесь, чтобы на что-то взглянуть, то Ваш ребенок оглядывается вокруг, чтобы увидеть то, на что Вы смотрите? | Да |
17. Ваш ребенок пытается обратить на себя Ваш взгляд? | Да |
18. Ваш ребенок понимает, когда Вы говорите ему/ей что-то сделать? | Да |
19. Если происходит что-то необычное, то ребенок смотрит на Ваше лицо, чтобы понять, как Вы к этому относитесь? | Да |
20. Вашему ребенку нравится двигательная активность? | Да |