Концепция мероприятий по созданию
ключевого центра дополнительного образования детей,
в том числе центра, реализующего дополнительные
общеобразовательные программы в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность
по образовательным программам высшего образования
в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка"
национального проекта "Образование"
(II очередь) в 2020-2022 годах
Раздел 1. Обоснование потребности в реализации мероприятия
по созданию ключевого центра дополнительного
образования детей, в том числе центра, реализующего
дополнительные общеобразовательные программы
в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по образовательным программам
высшего образования (далее - центр ДНК)
Нижегородская область - один из крупнейших промышленных центров России. Правительство Нижегородской области нацелено на построение инновационной экономики, отражающей приоритеты развития региона, характеризующейся переходом на интенсивный путь развития, ускоренные темпы автоматизации основных технологических процессов, активное проникновение информационно-телекоммуникационных технологий во все сферы экономики. Интегральным показателем, характеризующим уровень развития региона, является состояние социальной сферы, включая здравоохранение и образование.
Нижегородская область отличается высоким уровнем научно-технического, экономического развития. Она обладает благоприятным инвестиционным климатом и удачным экономико-географическим положением. Научный и промышленный потенциал является основным ресурсом развития экономики: развитый оборонный комплекс, машиностроение, радиоэлектроника и приборостроение, ядерная физика и энергетика, медицина, материаловедение, 4 института Российской академии наук, 11 образовательных организаций высшего образования, 5 научно-исследовательских институтов при образовательных организациях высшего образования, 66 отраслевых научно-исследовательских институтов и 15 научно-исследовательских подразделений заводского сектора, занимает пятое место в России по числу научных школ.
Развитие наукоемких технологий, создание высокотехнологичных производств во многом зависит от притока в эту сферу талантливой молодежи, ориентированной на научную и инженерную деятельность. Человеческий капитал (творческие способности, научные знания и специализированные уникальные навыки) является источником повышения конкурентоспособности, развития инновационной экономики.
Одной из приоритетных задач Правительства Нижегородской области обозначена подготовка высококвалифицированных кадров, востребованных в организациях региона. Эта задача ставится перед всем образовательным комплексом региона. Одной из ключевых проблем системы профессионального образования региона является разрыв между текущей структурой образования и потребностями в навыках и квалификациях кадров.
Следовательно, одним из основных условий вовлечения учащихся общеобразовательных организаций в научно-техническое творчество и обеспечение условий их интеллектуального роста является создание структурированной системы, которая позволяет удовлетворить потребности региона в профессионально-ориентированных кадрах.
Целью деятельности центра ДНК является создание условий для повышения качества образования детей и молодежи путем:
- реализации дополнительных общеобразовательных программ для развития современных компетенций;
- использования сетевой формы взаимодействия с образовательными организациями региона при создании условий непрерывного образования.
Задачи центра ДНК:
- развитие современных компетенций у широких слоев населения, в первую очередь обучающихся и преподавателей общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования посредством оказания им образовательных услуг с использованием современных методов и технологий развития современных компетенций;
- разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии (сотрудничестве) международных и российских компаний.
Создание центра ДНК позволит создать условия для решения таких важных задач региона, как:
- закрепление талантливой молодежи в Нижегородской области с помощью уникального системного подхода к профессиональной ориентации учащихся с учетом индивидуальных особенностей личности, вовлечения в научно-техническое творчество талантливых учащихся общеобразовательных организаций региона, развития системы проектного инженерного образования для учащихся;
- обеспечение кадрового потенциала организаций области посредством формирования контингента мотивированных абитуриентов для подготовки специалистов по приоритетным направлениям развития Нижегородской области.
Для решения поставленных задач предлагается создать центр ДНК на базе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (далее - ННГУ), являющегося ведущей образовательной организацией высшего образования не только региона, но и страны.
Раздел 2. Данные об организации,
осуществляющей образовательную деятельность
по образовательным программам высшего образования,
на базе которой планируется создание центра ДНК
ННГУ относится к числу лучших ведущих университетов России и входит в ТОП-800 лучших вузов мира по версии рейтинга QS World University Rankings. Сегодня в составе ННГУ 18 факультетов и институтов, 4 крупных научно-исследовательских института. В структуру ННГУ входят суперкомпьютерный центр (суперкомпьютер "Лобачевский" 24-й по мощности вузовский суперкомпьютер в мире), биомедицинский кластер, центр нанотехнологий, инновационно-технологический центр с ядром инкубатора бизнеса, тифлоинформационный центр, обеспечивающий компьютерную подготовку инвалидов по зрению, интернет-центры, фундаментальная библиотека, комплекс музеев, издательство и типография.
В университете обучаются около 30 тысяч студентов из 97 стран мира, в том числе около 900 аспирантов и докторантов. Ежегодно команды ННГУ выигрывают Всероссийские и международные студенческие олимпиады по различным дисциплинам. Научно-педагогическую работу в университете ведут более 330 докторов наук, в том числе 19 действительных членов и членов-корреспондентов РАН, и около 1000 кандидатов наук. В их числе 48 заслуженных деятелей науки России и заслуженных работников высшей школы, 46 лауреатов Государственных премий, премий Правительства и премий Президента Российской Федерации. Нобелевский лауреат в области медицины и физиологии 2008 года Харальд цур Хаузен является почетным доктором ННГУ. ННГУ является базовым университетом нижегородского научного центра РАН.
Центр, реализующий дополнительные общеобразовательные программы, создается в виде структурного подразделения ННГУ в 16 корпусе по адресу: г.Нижний Новгород ул. 3-я Ямская, дом 1.
Описание площадки центра ДНК на базе ННГУ:
a) общая площадь - 702,0 м;
б) лекторий с возможностью проведения интерактивных занятий - 78,3м;
в) специализированные лаборатории - 56,0 м;
г) учебные аудитории - 243,6 м;
д) зона для реализации образовательного проекта "Урок биологии" - 46,9 м;