Действующий

О реализации мероприятий по созданию центра, реализующего дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования в 2020-2022 годах




Приложение 2
к распоряжению Правительства
Нижегородской области
от 5 июля 2019 г. № 603-р


Концепцию мероприятий по созданию
ключевых центров дополнительного образования детей,
в том числе центров, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность
по образовательным программам высшего образования,
в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка"
национального проекта "Образование" в 2020-2022 годах


Раздел 1. Обоснование потребности в реализации
мероприятия по созданию ключевых центров
дополнительного образования детей, в том числе центров,
реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по образовательным
программам высшего образования (далее - центр ДНК)

Нижегородская область - один из крупнейших промышленных центров России. Правительство Нижегородской области нацелено на построение инновационной экономики, отражающей приоритеты развития региона, характеризующейся переходом на интенсивный путь развития, ускоренные темпы автоматизации основных технологических процессов, активное проникновение информационно-телекоммуникационных технологий во все сферы экономики. Интегральным показателем, характеризующим уровень развития региона, является состояние социальной сферы, включая здравоохранение и образование.

Нижегородская область отличается высоким уровнем научно-технического, экономического развития. Она обладает благоприятным инвестиционным климатом и удачным экономико-географическим положением. Научный и промышленный потенциал является основным ресурсом развития экономики: развитый оборонный комплекс, машиностроение, радиоэлектроника и приборостроение, ядерная физика и энергетика, медицина, материаловедение, 4 института Российской академии наук, 11 образовательных организаций высшего образования, 5 научно-исследовательских институтов при образовательных организациях высшего образования, 66 отраслевых научно-исследовательских институтов и 15 научно-исследовательских подразделений заводского сектора, занимает пятое место в России по числу научных школ.

Развитие наукоемких технологий, создание высокотехнологичных производств во многом зависит от притока в эту сферу талантливой молодежи, ориентированной на научную и инженерную деятельность. Человеческий капитал (творческие способности, научные знания и специализированные уникальные навыки) является источником повышения конкурентоспособности, развития инновационной экономики.

Одной из приоритетных задач Правительства Нижегородской области обозначена подготовка высококвалифицированных кадров, востребованных в организациях региона. Эта задача ставится перед всем образовательным комплексом региона. Одной из ключевых проблем системы профессионального образования региона является разрыв между текущей структурой образования и потребностями в навыках и квалификациях кадров. Являясь одним из крупнейших в Приволжском федеральном округе поставщиков специалистов в области медицины, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Приволжский исследовательский медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ПИМУ) принимает активное участие в ликвидации кадрового дефицита в сфере здравоохранения. В настоящее время совместно с Министерством здравоохранения Нижегородской области разработан региональный фрагмент федеральной программы "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами", в которой ПИМУ является исполнителем ряда мероприятий по усилению профильной подготовки дефицитных специальностей, привлечению медицинских работников в Нижегородскую область и синхронизации системы высшего медицинского образования с потребностями здравоохранения в регионе.

Нижегородская область также входит в число регионов ПФО с наибольшим количеством участковых терапевтов (в 2 раза больше, чем в 2015 году) и участковых педиатров (в 1,8 раз больше, чем в 2015 году), приступивших к работе в первичном звене в 2017 году. Однако, кадровый дефицит в отрасли сохраняется, что свидетельствует о недостаточности профориентационной работы среди школьников.

Следовательно, одним из основных условий вовлечения учащихся школ в научно-техническое творчество и обеспечение условий их интеллектуального роста является создание структурированной системы, которая позволяет удовлетворить потребности региона в профессионально-ориентированных медицинских кадрах.

Должна быть разработана оригинальная система профориентации, направленная на вовлечение школьников различных возрастов в научно-техническое творчество. Ключевыми элементами этой системы должны стать центры ДНК, которые должны стать основой формирования доступной среды для интеллектуального развития и профессиональной ориентации учащихся. В центрах ДНК будут реализованы уникальные методики профориентационной работы с учащимися, развернуто исследовательское и лабораторное оборудование, в том числе и оборудование 3D прототипирования, на котором младшие школьники в игровой форме знакомятся с техническим творчеством, а старшеклассники под руководством студентов и молодых ученых в составе проектных команд решают серьезные технические задачи.

Система будет объединять усилия большого числа стейкхолдеров - школы, центры дополнительного образования, университеты, промышленные предприятия региона. Ключевым результатом работы такой системы является формирование мотивированных абитуриентов, понимающих, что они знают и умеют, ориентированных на конкретный медицинский вуз региона и, в последствии, на конкретную организацию.

Разработанная система позволит создать условия для решения таких важных задач региона, как:

- закрепление талантливой молодежи в Нижегородской области с помощью уникального системного подхода к профессиональной ориентации учащихся с учетом индивидуальных особенностей личности, вовлечения в научно-техническое творчество талантливых учащихся школ региона, развития системы проектного инженерного образования для школьников;

- обеспечение кадрового потенциала медицинских организаций посредством формирования контингента мотивированных абитуриентов медицинских вузов для подготовки специалистов по приоритетным направлениям развития Нижегородской области.

В Нижегородской области подготовку специалистов с высшим образованием осуществляют 11 государственных вузов, 15 филиалов государственных вузов, 1 филиал негосударственного вуза. Для ведения высокотехнологичного бизнеса высшие учебные заведения региона готовят специалистов высокой квалификации по всем необходимым направлениям подготовки (специальностям).

Всего в вузах Нижегородской области обучается по программам среднего профессионального и высшего образования свыше 93 тыс. человек, из них около 54 тыс. человек - по очной форме обучения. Выпуск из вузов составил около 21 тыс. человек, профессорско-преподавательский состав образовательных организаций составил 4,6 тыс.человек, из них докторов наук - 714 человек, кандидатов наук - 2655 человек.

Для решения поставленных задач предлагается создать центр ДНК на базе ПИМУ, являющегося основной образовательной организацией, ведущей подготовку по медицинскому профилю для медицинских организаций региона. С 2018 г. в составе ПИМУ появилась собственная клиника, что качественно меняет возможности научно-образовательной деятельности вуза, а также уровень подготовки специалистов.

Работа с учащимися общеобразовательных организаций, требует от преподавателей и сотрудников медицинских вузов дополнительные педагогические компетенции.

Раздел 2. Опыт Нижегородской области
в реализации федеральных и международных
проектов (мероприятий) в области образования
за последние три года

Нижегородская область имеет большой опыт в реализации федеральных и международных проектов и мероприятий в области образования.

Обучающиеся нижегородских общеобразовательных организаций принимают участие в международных и федеральных мероприятиях по оценке качества образования.

Ежегодно нижегородские школьники принимают участие в международном сопоставительном исследовании PIRLS, выполняют оценочные работы в рамках исследования ICCS, участвуют в международном исследовании PISA.

Регулярно нижегородские школы включаются в федеральную выборку для проведения национальных исследований качества образования (далее - НИКО) по иностранному (французскому) языку (2016 г.), по основам безопасности жизнедеятельности, химии и биологии (2017 г.), мировой художественной культуре и географии (2018 г.).

Нижегородские школы активно участвуют в проведении всероссийских проверочных работ (далее - ВПР), в том числе на добровольной основе. В 2017 году более 14 тысяч пятиклассников и 3,5 тысяч одиннадцатиклассников в режиме апробации выполнили ВПР по математике, русскому языку, истории, биологии, географии, физике и химии. В 2018 году в режиме апробации ВПР выполнили более 16 тысяч шестиклассников и 4,4 тысяч одиннадцатиклассников. В 2019 году в режиме апробации ВПР выполнили более 61 тысячи семиклассников и 14 тысяч одиннадцатиклассников.

Также в ВПР на добровольной основе принимали участие профессиональные образовательные организации Нижегородской области: 500 студентов в 2017 году, более 1,5 тысяч студентов в 2018 году, более 3 тысяч студентов в 2019 году.

Нижегородская область в 2017 году принимала участие и стала победителем в отборе на предоставление субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования в Нижегородской области" Федеральной целевой программы развитие образования на 2016-2020 годы.

По результатам реализации мероприятия все пункты проведения единого государственного экзамена в Нижегородской области (93 ППЭ) были оснащены оборудованием для внедрения технологий печати контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в аудиториях проведения экзаменов, сканирования экзаменационных работ в ППЭ и проведения устной части ЕГЭ по иностранным языкам.

Также были созданы банк заданий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по родному (татарскому) языку и родной (татарской) литературе и программные продукты для автоматизированного сбора и обработки данных, формирования аналитических материалов для информирования общественности и использования в управленческих и педагогических процессах:

- программный продукт для учета динамики индивидуальных результатов обучающихся на основе данных оценочных процедур (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО, олимпиады и т.д.);