ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2019 года № 446
Об утверждении региональной программы
в области обращения с отходами, в том числе
с твердыми коммунальными отходами, на территории
Нижегородской области на период 2019-2024 годов
В целях реализации Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Закона Нижегородской области от 23 ноября 2001 г. № 226-З "Об отходах производства и потребления", комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 298, Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области на период 2019-2024 годов.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Харина А.Н.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
И.о.Губернатора Е.Б.Люлин
Региональная программа в области обращения с отходами,
в том числе с твердыми коммунальными отходами,
на территории Нижегородской области
на период 2019-2024 годов
(далее - Программа)
1. Паспорт Программы
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Цель Программы | Создание эффективной региональной системы управления отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение максимального количества отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, иных изделий или продуктов |
Задачи Программы | 1. Создание и развитие экологически безопасной обработки, утилизации отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, а также их размещения. 2. Обеспечение ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, а также восстановление и рекультивация земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде. 3. Модернизация системы накопления и транспортирования отходов, в том числе твердых коммунальных отходов. 4. Обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами |
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется с 2019 по 2024 годы, без разделения на этапы |
Объемы и источники финансирования Программы | За период реализации Программы: всего - 4 105 472,7 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 2 130 247,2 тыс. рублей; 2020 год - 1 325 317,4 тыс. рублей; 2021 год - 649 908,1 тыс. рублей; 2022 год - финансирование не определено; 2023 год - финансирование не определено; 2024 год - финансирование не определено |
Целевые показатели и непосредственные результаты реализации Программы | Целевые показатели: - доля отходов, направляемых на объекты, отвечающие нормативным требованиям, от общего объема образовавшихся отходов - 100%; - количество объектов размещения отходов, отвечающих экологическим и санитарным требованиям - 9 шт.; - количество объектов обработки - 9 шт.; - доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов - 60%; - доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов - 35,5%; - создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в количестве 4000 шт.; - формирование парка контейнеров (в том числе для раздельного накопления твердых коммунальных отходов) и бункеров в количестве 13380 шт.; - ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов - 7 шт.; - ликвидировано свалок и объектов размещения отходов, расположенных вне границ городов, - 6 шт.; - ликвидировано отходов - 150 000 куб.м; - ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда - 3 шт.; - общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, - 218,8 га; - численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда, - 1638 тыс. чел.; - доля объема обновленной информации базы данных регионального кадастра отходов - 100% |
2. Обоснование необходимости разработки,
утверждения и реализации Программы
Проблема модернизации сферы обращения с отходами типична для большинства регионов Российской Федерации, что нашло свое отражение в поручении Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 г. № Пр-781 руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации об обеспечении подготовки долгосрочных целевых инвестиционных программ в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, привлечении средств частных инвесторов.
Правительство Нижегородской области приступило к реализации такой долгосрочной инвестиционной программы уже с 2009 года. Постановлением Правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 г. № 104 (далее - постановление № 104) была утверждена областная целевая программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 годы". В 2014 году в связи с изменениями бюджетного законодательства областная целевая программа была переименована в государственную программу "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области до 2016 года" без изменения ее содержания. С 2015 года постановление № 104 признано утратившим силу, а программные мероприятия реализуются в рамках государственной программы "Охрана окружающей среды Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 306.
В целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов постановлением Правительства Нижегородской области от 8 ноября 2016 г. № 752 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области (далее - Территориальная схема).
Настоящая Программа разработана в целях реализации Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Закона Нижегородской области от 23 ноября 2001 г. № 226-З "Об отходах производства и потребления", комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 298.
Отдельные мероприятия Программы учтены в мероприятиях государственной программы "Охрана окружающей среды Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 306. Программой также учтены отдельные положения, предусмотренные федеральными проектами "Чистая страна", "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", включенными в национальный проект "Экология".
3. Характеристика текущего состояния
Проблемы в сфере обращения с отходами приводят к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, негативному воздействию на окружающую среду, способствуют нарастанию социальной напряженности.
Основными причинами, которые обуславливали развитие в Нижегородской области негативной ситуации в сфере обращения с отходами в 2000-ых годах, являлись:
- скачкообразный рост потребления населением товаров;
- изменившаяся структура потребления населения. Изменение структуры обусловлено увеличением доли различного рода упаковки в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, до этого не свойственных прежней структуре потребления;
- накопленные проблемы предшествующих периодов (наличие значительного количества отходов, не утилизированных из-за отсутствия соответствующих технологий);
- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология накопления и утилизации отходов;
- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;
- недостаточный контроль над сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводило к несанкционированному размещению отходов в окружающей среде;
- неэффективность механизмов привлечения финансовых средств на создание и развитие инфраструктуры по обращению с отходами;
- передача полномочий по организации обращения с твердыми коммунальными отходами с регионального на местный уровень.
Источниками образования твердых коммунальных отходов в Нижегородской области являются: население области, учреждения и предприятия общественного назначения и промышленные предприятия.
По данным статистической отчетности 2-тп (отходы) в 2017 году образовано 2231,9 тыс. тонн отходов. Большая часть образованных отходов (85,4%) представлена отходами IV-V классов опасности от обрабатывающих производств.
Количество образованных за 2017 год отходов на 4% меньше по сравнению с 2016 годом. Из общего количества образовавшихся в 2017 году отходов производства и потребления обработано 8,3 тыс. тонн отходов, утилизировано - 497,6 тыс. тонн отходов, обезврежено - 86,3 тыс. тонн отходов.
Передано специализированным предприятиям 1624,4 тыс. тонн отходов:
- для обработки - 256,1 тыс. тонн;
- для утилизации - 734,3 тыс. тонн;
- для обезвреживания - 8,4 тыс. тонн;
- для захоронения - 574,6 тыс. тонн.
На объектах размещения отходов, принадлежащих предприятиям, в 2017 году размещено 203,9 тыс. тонн отходов.
При этом, до 2019 года распространенным способом обращения с твердыми коммунальными отходами являлось их захоронение на объектах, часть которых носила нелегальный характер. За 2018 год на территории Нижегородской области выявлено 267 несанкционированных свалок (навалов) отходов на площади 33,76 гектар, ликвидировано 15 свалок на площади 0,38 гектар.
В рамках федерального проекта "Чистая страна" запланированы мероприятия по ликвидации семи несанкционированных свалок в границах городов Нижегородской области.
Одной из главных задач является строительство межмуниципальных комплексов обработки и размещения твердых коммунальных отходов. В 2019 году в Нижегородской области функционирует пять межмуниципальных комплексов обработки и размещения твердых коммунальных отходов: в г.о.г.Дзержинск (ООО "МАГ Груп"), в Городецком и Балахнинском муниципальных районах (АО "Управление отходами-НН"), в Богородском муниципальном районе (ООО "ОРБ Нижний), в Кстовском муниципальном районе (ООО "Реал-Кстово"). При этом доля населения, обслуживаемого современными и отвечающими всем требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства объектами размещения отходов, составляет около 73% от общей численности Нижегородской области (далее также - область, регион). Всего на территории области по состоянию на 2019 год числится 18 объектов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В 2018 году введён в эксплуатацию современный мусоросортировочный комплекс на межмуниципальном полигоне ООО "МАГ-Груп". Кроме того, на территории Нижегородской области действуют 6 мусороперегрузочных станций, общей мощностью 944,3 тыс. тонн отходов в год. В рамках федерального проекта "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами" планируется создание и введение в эксплуатацию еще трех мусоросортировочных комплексов ТКО в Арзамасском, Уренском муниципальных районах и городском округе Навашинский.
Принцип безопасного захоронения промышленных отходов является основным в решении вопроса по размещению отходов производства. Промышленные полигоны отходов, расположенные в области, являются ведомственными и в основном рассчитаны на приём собственных отходов - это полигоны: ОАО "ВМЗ", г.Выкса, ОАО ЗМЗ, г.Заволжье, ОАО "БорПром", г.Бор, полигон ОАО "ГАЗ", г.Дзержинск.
Часть промышленных и строительных отходов III-IV класса опасности принимается для захоронения на полигоны твердых коммунальных отходов, часть - на ведомственные полигоны для захоронения промышленных отходов.
Полигоны для захоронения отходов I-II класса опасности на территории области отсутствуют. Из-за недостаточного количества специализированных полигонов по хранению и захоронению опасных отходов продолжается их накопление на территории предприятий, что оказывает негативное влияние на окружающую среду. Основная масса накопленных отходов приходится на различные шламы и шлаки предприятий энергетического комплекса, химической отрасли и чёрной металлургии (IV класс опасности). Основное накопление остается на промплощадках предприятий г.Н.Новгорода, г.Балахны, г.Дзержинска, г.Выксы.
Проблема размещения отходов решается с помощью внедрения технологий по утилизации отходов. В Нижегородской области имеются участки по утилизации резинотехнических изделий, аккумуляторов, бумаги и картона, пластика, но в целом мощностей имеющихся участков по обработке и утилизации отходов недостаточно, требуется наращивание мощностей.
В рамках федерального проекта "Чистая страна" предусмотрена реализация мероприятий по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, расположенных на территории г.о.г.Дзержинск Нижегородской области. Мероприятия по ликвидации включают в себя проведение работ на трех объектах: неорганизованная свалка промышленных отходов "Черная дыра", шламонакопитель "Белое море", полигон ТБО "Игумново".
По-прежнему трудно решается вопрос с организацией централизованной системы утилизации товаров народного потребления, утративших потребительские свойства: ртутьсодержащие приборы и лампы, аккумуляторы, батарейки и т.д.
Одной из основных задач является введение раздельного накопления твердых коммунальных отходов. Внедрение планируется осуществить поэтапно. В первую очередь контейнерные площадки планируется оснастить сетчатым контейнером для сбора пластиковой бутылки.
В муниципальных образованиях Нижегородской области отмечается недостаточное количество обустроенных контейнерных площадок. В целях поддержки муниципальных образований в областном бюджете предусматриваются соответствующие субсидии на обустройство контейнерных площадок и закупку необходимого количества контейнеров и бункеров.
Важным направлением остается ведение регионального кадастра отходов производства и потребления. За время ведения регионального кадастра сформированы: реестр объектов размещения отходов, расположенных в регионе, региональный классификационный каталог отходов, региональный банк данных об отходах, содержащий информацию о лицензиях и лимитах на размещение отходов, банк данных о технологиях использования/обезвреживания отходов.
4. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание эффективной региональной системы управления отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение максимального количества отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, иных изделий или продуктов.
Достижение указанной цели обеспечивается путем реализации мероприятий, предусмотренных Территориальной схемой и направленных на совершенствование системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Достижение поставленной цели планируется за счет решения следующих задач:
1. Создание и развитие экологически безопасной обработки, утилизации отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, а также их размещения. Решение данной задачи способствует достижению таких целевых показателей Программы как:
- доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов;
- доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов;
- доля отходов, направляемых на объекты, отвечающие нормативным требованиям, от общего объема образовавшихся отходов;
- количество объектов размещения отходов, отвечающих экологическим и санитарным требованиям;
- количество объектов обработки.
2. Обеспечение ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, а также восстановление и рекультивация земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде. Решение данной задачи способствует достижению следующих целевых показателей Программы:
- ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов;
- ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда;
- ликвидировано свалок и объектов размещения отходов, расположенных вне границ городов;
- ликвидировано отходов;
- общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде;
- численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда.
3. Модернизация системы накопления и транспортирования отходов,
в том числе твердых коммунальных отходов. Решение данной задачи способствует достижению следующих целевых показателей Программы:
- создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- формирование парка контейнеров (в том числе для раздельного накопления твердых коммунальных отходов) и бункеров.
4. Обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами. Решение данной задачи способствует достижению такого целевого показателя Программы, как доля объема обновленной информации базы данных регионального кадастра отходов.
5. Целевые показатели Программы
№ п/п | Наименование показателя | Базовое значение | Плановые значения по годам (нарастающим итогом) | ||||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | ||||
Значение | Дата | ||||||||
1. | Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, % | 28 | 31.12.2018 | 37 | 43 | 49 | 53 | 57 | 60 |
2. | Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, % | 14,85 | 31.12.2018 | 23,3 | 23,3 | 33,1 | 33,1 | 35,5 | 35,5 |
3. | Доля отходов, направляемых на объекты, отвечающие нормативным требованиям, от общего объема образовавшихся отходов, % | 71,3 | 31.12.2018 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
4. | Количество объектов размещения отходов, отвечающих экологическим и санитарным требованиям, шт. | 5 | 31.12.2018 | 5 | 5 | 5 | 9 | 9 | 9 |
5. | Количество объектов обработки, шт. | 5 | 31.12.2018 | 5 | 5 | 5 | 9 | 9 | 9 |
6. | Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, шт. | 0 | 31.12.2018 | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 7 |
7. | Ликвидировано отходов, куб. м | 0 | 0 | 150 000 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
8. | Ликвидировано свалок и объектов размещения отходов, расположенных вне границ городов, шт. | 0 | 31.12.2018 | 0 | 0 | 0 | 6 | 6 | 6 |
9. | Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, шт. | 0 | 31.12.2018 | 0 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
10. | Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, га | 0 | 31.12.2018 | 0 | 138,2 | 140,2 | 182,7 | 182,7 | 218,8 |
11. | Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда, тыс. чел. | 0 | 31.12.2018 | 0 | 1 531,8 | 1 545,4 | 1 579,8 | 1 579,8 | 1 638,0 |
12. | Доля объема обновленной информации базы данных регионального кадастра отходов, % | 100 | 31.12.2018 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
13. | Создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, шт. | 0 | 0 | 4 000 | 4 000 | 4 000 | 4 000 | 4 000 | 4 000 |
14. | Формирование парка контейнеров (в том числе для раздельного накопления твердых коммунальных отходов) и бункеров, шт. | 0 | 0 | 13 380 | 13 380 | 13 380 | 13 380 | 13 380 | 13 380 |