ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2019 года № 109
Об утверждении государственной программы
"Обеспечение защиты прав потребителей в
Нижегородской области"
(с изменениями на 20 декабря 2023 года)
_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 16 января 2024 года № 8
_______________________________________________________________________________
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 04.03.2020 № 174;
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.01.2021 № 2;
постановлением Правительства Нижегородской области от 16.02.2022 № 93;
постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2023 № 139;
постановлением Правительства Нижегородской области от 20.12.2023 № 1090
------------------------------------------------------------------------
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Г.С.Никитин
(Программа в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 04.03.2020 № 174; от 11.01.2021 № 2; от 16.02.2022 № 93;
от 15.02.2023 № 139; от 20.12.2023 № 1090 )
Государственная программа Нижегородской области
"Обеспечение защиты прав потребителей
в Нижегородской области"
(таблица в ред. постановлениями Правительства Нижегородской области от 04.03.2020 № 174; от 11.01.2021 № 2; от 16.02.2022 № 93;
от 15.02.2023 № 139 - см. предыдущую редакцию)
Государственный заказчик-координатор государственной программы | Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (далее - Минпромторг НО) |
Соисполнители государственной программы | Нет |
Подпрограммы государственной программы | Нет |
Цели государственной программы | Развитие системы защиты прав потребителей в Нижегородской области, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты |
Задачи государственной программы | 1) повышение уровня правовой и финансовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения; 2) повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей; 3) создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг; 4) систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей; 5) повышение уровня социальной ответственности, правовой и финансовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке; 6) содействие органам местного самоуправления (далее - ОМСУ), общественным организациям в решении задач по защите прав потребителей; 7) развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей; 8) создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ и услуг; 9) обеспечение защиты прав потребителей |
Этапы и сроки реализации государственной программы (Позиция в ред. постановлениями Правительства Нижегородской области от 11.01.2021 № 2; от 16.02.2022 № 93; от 15.02.2023 № 139) | 2019-2025 годы. Государственная программа "Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области" реализуется в 1 этап |
Позиция изложена в новой редакции постановления Правительства Нижегородской области от 20.12.2023 № 1090
Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств областного бюджета в разбивке по подпрограммам | Объем финансирования по годам (тыс. рублей) | |||||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | Всего за период | |
5453,9 | 5439,9 | 4289,0 | 3000,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 18182,8 |
Позиция в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 11.01.2021 № 2; от 16.02.2022 № 93;
от 15.02.2023 № 139; от 20.12.2023 № 1090
Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов | |||
№ п/п | Наименование индикатора/непосредственного результата | Ед. изм. | 2025 год |
Государственная программа "Обеспечение защиты прав потребителей | |||
индикаторы | |||
1 | Количество органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей, в расчете на 100 тыс. населения Нижегородской области | ед. | 1,9 |
Пункт 2 в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 04.03.2020 № 174
2 | Количество муниципальных образований Нижегородской области, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей | ед. | 52 |
3 | Количество консультаций в сфере защиты прав потребителей на 100 тыс. человек | ед. | 630 | |||
Пункт 4 изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области | ||||||
4 | Количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности (по состоянию на 2022 г.) | ед. | 67167 | |||
5 | Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности, в том числе в сети Интернет и на платформе в социальных сетях | ед. | 3000 | |||
6 | Уровень правовой и финансовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей (по результатам опросов потребителей) | % | 75 | |||
Пункт 7 изложен в новой редакции постановленияи Правительства Нижегородской области от 16.02.2022 № 93; от 15.02.2023 № 139 | ||||||
7 | Доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту неопределенного круга потребителей и (или) коллективных исков | % | 84* | |||
Пункт 8 изложен в новой редакции постановлениями Правительства Нижегородской области от 16.02.2022 № 93; от 15.02.2023 № 139 | ||||||
8 | Доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту конкретного потребителя | % | 88* | |||
9 | Удельный вес продукции, реализуемой на территории Нижегородской области, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции), проводимых государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей | % | 0,8 | |||
10 | Количество отделений многофункциональных центров (далее - МФЦ), в которых организовано консультирование в сфере защиты прав потребителей сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области | ед. | 15 |
Позиция "непосредственные результаты" изложена в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 20.12.2023 № 1090
непосредственные результаты | |||
1 | Количество разработанных методических рекомендаций | ед. | 4 |
2 | Количество бесплатных консультаций | ед. | 17010 |
3 | Количество ОМСУ, разработавших проект муниципальных программ (по состоянию на 2021 г.) | ед. | 52 |
4 | Количество публикаций и сообщений в СМИ, направленных на повышение потребительской грамотности, в том числе в информационно- коммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет) и на платформе в социальных сетях | ед. | 3000 |
5 | Количество телепередач | ед. | 18 |
6 | Количество открытых горячих линий по вопросам защиты прав потребителей | ед. | 19 |
7 | Количество распространенных печатных информационных материалов для потребителей (по состоянию на 2022 г.) | ед. | 56755 |
8 | Количество мероприятий для учащихся | ед. | 160 |
9 | Количество распространенных печатных информационных материалов для хозяйствующих субъектов (по состоянию на 2022 г.) | ед. | 10412 |
10 | Количество семинаров для хозяйствующих субъектов (по состоянию на 2022 г.) | ед. | 12 |
11 | Количество опрошенных потребителей | ед. | 7000 |
12 | Удельный вес продукции, не соответствующей требованиям качества и безопасности (по состоянию на 2022 г.) | 0,1 | |
13 | Доля оцененных обращений по защите прав потребителей | % | 100 |
14 | Количество проведенных обучающих семинаров для ОМСУ (по состоянию на 2022 г.) | ед. | 4 |
* - в соответствии со Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р
Государственная программа "Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области" (далее - государственная программа, Программа) разработана в соответствии с подпунктом "б" пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 18 апреля 2017 г. № Пр-1004ГС и направлена на развитие эффективной системы защиты прав потребителей в Нижегородской области и снижение социальной напряженности на потребительском рынке.
Программа также направлена на выполнение задач, определенных Законом Российской Федерации от 7 декабря 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года", методическими рекомендациями по разработке и реализации региональных программ по обеспечению прав потребителей, подготовленными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) и направленными письмом от 26 октября 2017 г. № 01/14363-17-15 (далее - Методические рекомендации по разработке и реализации региональных программ по обеспечению прав потребителей), Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р, методическими рекомендациями по разработке региональных программ по повышению финансовой грамотности (или региональных программ (подпрограмм) с иным наименованием, направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (письмо Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. № 17-03-05/102253 и № 01-59/9880). (абзац в ред. постановлением Правительства Нижегородской области от 11.01.2021 № 2 - см. предыдущую редакцию)
В Программе определены конкретные задачи по организации защиты прав потребителей, обозначена роль всех составляющих системы защиты прав потребителей в их решении, спрогнозированы результаты и влияние реализации запланированных мероприятий на положение потребителей.
Вопросы защиты прав потребителей и усиления социальных гарантий, надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей являются целью стратегического развития России, в основе которой лежит достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области) является территориальным органом Роспотребнадзора, уполномоченным осуществлять федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; организацию и проведение в установленном порядке проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей; организация приема граждан и обеспечение рассмотрения обращений граждан; судебная защита потребителей; мероприятия, направленные на профилактику правонарушений; участие в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) и пр.).
Динамика поступающих обращений свидетельствует об увеличении потребности граждан в защите их прав. С 2005 года по настоящее время количество обращений граждан, поступивших только в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области увеличилось почти в 10 раз (в 2005 году - 901, в 2010 году - 2606, в 2011 году - 4364, в 2012 году - 5780, в 2013 году - 7583, в 2014 году - 9719, в 2015 году - 8960, в 2016 году - 8595, в 2017 году - 8537).
В 2017 году по сравнению с 2016 годом рост обращений в сфере торговли дистанционным способом торговли составил 19%, торговли по образцам - 2,4%, при оказании услуг бытового обслуживания - 11,1%, техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств - 4,2%, гостиничным услугам - в 2,3 раза, туристским услугам - 5,1%, услугам связи - 52% (по подвижной связи - 98%, по передаче данных - в 2,2 раза, по телематической связи - 43,7%), долевому строительству - 46,9%, платежным агентам - 10,7%, жилищно-коммунальным услугам - 9,3%, платным медицинским услугам - 6,5%, прочим видам деятельности - 5,9%.
Вместе с тем, снизилось количество обращений на следующие виды услуг: общественное питание - 50,5%, банковская деятельность - 49%, деятельность на финансовом рынке - 48%, из них страховая деятельность - 42%, микрофинансовая деятельность - 37%, риэлторская деятельность - на 36%, транспортные услуги - 29,8%, платные образовательные услуги - 7%, розничная торговля - 6,7%.
В 2017 году выявлено 4288 нарушений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей, что на 9,7% больше чем в 2016 году - 3908 нарушений. Следует отметить рост (на 55,7%) нарушений требований, установленных техническими регламентами Таможенного союза. Удельный вес проверок, по результатам которых были выявлены нарушения, от общего количества проведённых проверок составил 66,5% (в 2016 году - 61,4%). Число нарушений обязательных требований потребительского законодательства в Нижегородской области в расчете на 1 проверку в 2017 году составило 2,7 (в 2016 году - 1,8; в 2015 году - 2,53; в 2014 году - 2,07; в 2013 году - 0,61), что свидетельствует о повышении эффективности надзора.