Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2019 года № 109


Об утверждении государственной программы
"Обеспечение защиты прав потребителей в
Нижегородской области"

(с изменениями на 20 декабря 2023 года)

_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 16 января 2024 года № 8

_______________________________________________________________________________

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 04.03.2020 № 174;
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.01.2021 № 2;   
постановлением Правительства Нижегородской области от 16.02.2022 № 93;
постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2023 № 139;
постановлением Правительства Нижегородской области от 20.12.2023 № 1090

------------------------------------------------------------------------



Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области".

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор                          Г.С.Никитин

     

     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 28 февраля 2019 г. № 109

(Программа в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 04.03.2020 № 174; от 11.01.2021 № 2; от 16.02.2022 № 93;
от 15.02.2023 № 139;  от 20.12.2023 № 1090 )

      

Государственная программа Нижегородской области
"Обеспечение защиты прав потребителей
в Нижегородской области"

1. Паспорт государственной программы

     ПАСПОРТ
     государственной программы
     "Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области"


(таблица в ред. постановлениями Правительства Нижегородской области от 04.03.2020 № 174; от 11.01.2021 № 2; от 16.02.2022 № 93;   

  от 15.02.2023 № 139 - см. предыдущую редакцию)

Государственный заказчик-координатор государственной программы

Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области  (далее - Минпромторг НО)

Соисполнители государственной программы

Нет

Подпрограммы государственной программы

Нет

Цели государственной программы

Развитие системы защиты прав потребителей в  Нижегородской области, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты

Задачи государственной программы

1) повышение уровня правовой и финансовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;

2) повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей;

3) создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг;

4) систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей;

5) повышение уровня социальной ответственности, правовой и финансовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке;

6) содействие органам местного самоуправления (далее - ОМСУ), общественным организациям в решении задач по защите прав потребителей;

7) развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей;

8) создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ и услуг;

9) обеспечение защиты прав потребителей

Этапы и сроки реализации государственной программы

(Позиция  в ред. постановлениями Правительства Нижегородской области от 11.01.2021 № 2; от 16.02.2022 № 93; от 15.02.2023 № 139)

2019-2025 годы.

Государственная программа "Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области" реализуется в 1 этап


     Позиция изложена в новой редакции постановления Правительства Нижегородской области  от 20.12.2023 № 1090

Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств областного бюджета в разбивке по подпрограммам

Объем финансирования по годам (тыс. рублей)

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

Всего за период
реализации

5453,9

5439,9

4289,0

3000,0

0,0

0,0

0,0

18182,8

     

     Позиция в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 11.01.2021 № 2; от 16.02.2022 № 93;

от 15.02.2023 № 139;  от 20.12.2023 № 1090   

Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов

№ п/п

Наименование индикатора/непосредственного результата

Ед. изм.

2025 год

Государственная программа "Обеспечение защиты прав потребителей
в Нижегородской области"

индикаторы

1

Количество органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей, в расчете на 100 тыс. населения Нижегородской области

ед.

1,9

           Пункт 2 в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 04.03.2020 № 174

2

Количество муниципальных образований Нижегородской области, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей

ед.

52

3

Количество консультаций в сфере защиты прав потребителей на 100 тыс. человек

ед.

630

Пункт 4 изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области
от 20.12.2023 № 1090

4

Количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности (по состоянию на 2022 г.)

ед.

67167

5

Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности, в том числе в сети Интернет и на платформе в социальных сетях

ед.

3000

6

Уровень правовой и финансовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей (по результатам опросов потребителей)

%

75

Пункт 7 изложен в новой редакции постановленияи Правительства Нижегородской области от 16.02.2022 № 93; от 15.02.2023 № 139

7

Доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту неопределенного круга потребителей и (или) коллективных исков

%

84*

Пункт 8 изложен в новой редакции постановлениями Правительства Нижегородской области от 16.02.2022 № 93; от 15.02.2023 № 139

8

Доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту конкретного потребителя

%

88*

9

Удельный вес продукции, реализуемой на территории Нижегородской области, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции), проводимых государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей

%

0,8

10

Количество отделений многофункциональных центров (далее - МФЦ), в которых организовано консультирование в сфере защиты прав потребителей сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области

ед.

15


     Позиция "непосредственные результаты" изложена в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 20.12.2023 № 1090

непосредственные результаты

1

Количество разработанных методических рекомендаций

ед.

4

2

Количество бесплатных консультаций

ед.

17010

3

Количество ОМСУ, разработавших проект муниципальных программ (по состоянию на 2021 г.)

ед.

52

4

Количество публикаций и сообщений в СМИ, направленных на повышение потребительской грамотности, в том числе в информационно- коммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет) и на платформе в социальных сетях

ед.

3000

5

Количество телепередач

ед.

18

6

Количество открытых горячих линий по вопросам защиты прав потребителей

ед.

19

7

Количество распространенных печатных информационных материалов для потребителей (по состоянию на 2022 г.)

ед.

56755

8

Количество мероприятий для учащихся

ед.

160

9

Количество распространенных печатных информационных материалов для хозяйствующих субъектов (по состоянию на 2022 г.)

ед.

10412

10

Количество семинаров для хозяйствующих субъектов (по состоянию на 2022 г.)

ед.

12

11

Количество опрошенных потребителей

ед.

7000

12

Удельный вес продукции, не соответствующей требованиям качества и безопасности (по состоянию на 2022 г.)

0,1

13

Доля оцененных обращений по защите прав потребителей

%

100

14

Количество проведенных обучающих семинаров для ОМСУ (по состоянию на 2022 г.)

ед.

4

      * - в соответствии со Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р

2. Текстовая часть государственной программы
2.1. Характеристика текущего состояния

Государственная программа "Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области" (далее - государственная программа, Программа) разработана в соответствии с подпунктом "б" пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 18 апреля 2017 г. № Пр-1004ГС и направлена на развитие эффективной системы защиты прав потребителей в Нижегородской области и снижение социальной напряженности на потребительском рынке.

Программа также направлена на выполнение задач, определенных  Законом Российской Федерации от 7 декабря 1992 г. № 2300-1 "О защите  прав потребителей", распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года", методическими рекомендациями по разработке и реализации региональных программ по обеспечению прав потребителей, подготовленными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) и направленными письмом от 26 октября 2017 г. № 01/14363-17-15 (далее - Методические рекомендации по разработке и реализации региональных программ по обеспечению прав потребителей), Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р, методическими рекомендациями по разработке региональных программ по повышению финансовой грамотности (или региональных программ (подпрограмм) с иным наименованием, направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (письмо Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. № 17-03-05/102253 и № 01-59/9880). (абзац в ред. постановлением Правительства Нижегородской области от 11.01.2021 № 2 - см. предыдущую редакцию)

В Программе определены конкретные задачи по организации защиты прав потребителей, обозначена роль всех составляющих системы защиты прав потребителей в их решении, спрогнозированы результаты и влияние реализации запланированных мероприятий на положение потребителей.

Вопросы защиты прав потребителей и усиления социальных гарантий, надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей являются целью стратегического развития России, в основе которой лежит достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области) является территориальным органом Роспотребнадзора, уполномоченным осуществлять федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; организацию и проведение в установленном порядке проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей; организация приема граждан и обеспечение рассмотрения обращений граждан; судебная защита потребителей; мероприятия, направленные на профилактику правонарушений; участие в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) и пр.).

Динамика поступающих обращений свидетельствует об увеличении потребности граждан в защите их прав. С 2005 года по настоящее время количество обращений граждан, поступивших только в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области увеличилось почти в 10 раз (в 2005 году - 901, в 2010  году - 2606, в 2011 году - 4364, в 2012 году - 5780, в 2013 году - 7583, в 2014 году - 9719, в 2015 году - 8960, в 2016 году - 8595, в 2017 году - 8537).

В 2017 году по сравнению с 2016 годом рост обращений в сфере торговли дистанционным способом торговли составил 19%, торговли по образцам - 2,4%, при оказании услуг бытового обслуживания - 11,1%, техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств - 4,2%, гостиничным услугам - в 2,3 раза, туристским услугам - 5,1%, услугам связи - 52% (по подвижной связи - 98%, по передаче данных - в 2,2 раза, по телематической связи - 43,7%), долевому строительству - 46,9%, платежным агентам - 10,7%, жилищно-коммунальным услугам - 9,3%, платным медицинским услугам - 6,5%, прочим видам деятельности - 5,9%.

Вместе с тем, снизилось количество обращений на следующие виды услуг: общественное питание - 50,5%, банковская деятельность - 49%, деятельность на финансовом рынке - 48%, из них страховая деятельность - 42%, микрофинансовая деятельность - 37%, риэлторская деятельность - на 36%, транспортные услуги - 29,8%, платные образовательные услуги - 7%, розничная торговля - 6,7%.

В 2017 году выявлено 4288 нарушений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей, что на 9,7% больше чем в 2016 году - 3908 нарушений. Следует отметить рост (на 55,7%) нарушений требований, установленных техническими регламентами Таможенного союза. Удельный вес проверок, по результатам которых были выявлены нарушения, от общего количества проведённых проверок составил 66,5% (в 2016 году - 61,4%). Число нарушений обязательных требований  потребительского законодательства в Нижегородской области в расчете на 1 проверку в 2017 году составило 2,7 (в 2016 году - 1,8; в 2015 году - 2,53; в 2014 году - 2,07; в 2013 году - 0,61), что свидетельствует о повышении эффективности надзора.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»