Действующий

Об утверждении стратегий развития кластеров и о внесении изменения в распоряжение Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2016 г. № 2169-р (с изменениями на 14 октября 2020 года)

    Раздел 5. Рыночные и технологические ориентиры
     развития кластера. Исследование рынка грузовых
     платформ на воздушной подушке для работы на
     арктическом шельфе


     Прогноз развития рынков продукции Кластера

Приоритеты в области создания гражданской судостроительной продукции на долгосрочную перспективу представлены в Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года и в государственной программе Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013-2030 годы".

Основные задачи, которые должна решать создаваемая продукция судостроения, следующие:

- обеспечение эффективной эксплуатации Северного морского пути - превращение его в международную транзитную магистраль;

- эффективное и экологически безопасное освоение ресурсов Мирового океана, в первую очередь, месторождений углеводородов на российском арктическом шельфе, а также морских биологических ресурсов;

- обеспечение транспортной доступности по внутренним водным путям для грузовых и пассажирских перевозок.

В Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года отмечается, что для удовлетворения потребностей внутреннего рынка до 2035 года необходимо строительство:

- около 250 морских транспортных судов и более 1 500 транспортных судов класса "река-море";

- 1 640 судов рыбопромыслового флота;

- более 250 судов и единиц морской техники вспомогательного и технического флотов;

- 90 научно-исследовательских судов;

- 24 ледоколов;

- около 150 судов и морской техники для освоения шельфовых месторождений.

При этом, по оценкам авторов вышеуказанного документа, текущее финансово-экономическое состояние потенциальных заказчиков позволяет обеспечить заказами не более 18% потребности в морских транспортных судах, 6% - в транспортных судах класса "река-море", 8% - в судах рыбопромыслового флота, 43% - во вспомогательных судах и судах технического флота, 11% - в научно-исследовательских судах, 63% - в ледоколах и до 40% - в судах и морской технике для освоения шельфовых месторождений.

На основании анализа документов, определяющих стратегию развития судостроительной отрасли, специалисты Центра СКО представили свой перспективный план потребности в гражданских судах и морской технике на период до 2035 года.

№ п/п

Тип судна

Проекты

Ориентировочное количество до 2035 года

А. Суда класса "река", "река-море"

1.

     Обстановочные теплоходы

     пр.SV2407, 3050, 3050.1, 211

     13 ед.

     2.

     Сухогрузы

     пр.RSD49, RSD59, RSD60

     35 ед.

     3.

     Баржи

     ROВ07, P-146A, 581M, P-5777, HB600, 27341 и аналогичные

     10 ед.

     4.

     Наливные суда

     RST54, RST52, RST27, RST27M, RST25, RST11, RST07, PT-18

     70 ед.

     5.

     Земснаряды

     4390, 4395, 3409, RDB66.42, RDB66.29, TCK409p

     10 ед.

     6.

     Пассажирские суда

     PV09, PV300VD, PV300-2, ПКС-180, А45-2, 12270М, PV500, 19.2509, 23290

     18 ед.

     7.

     Иные суда, включая буксиры, тральщики, мусоросборщики, промерные, бункеровщики, плавкраны, понтоны, шаланды, катера

     758Б, 33ЛГ, Р-14А, 911В, 866, 354К, 159, Р-39, 612, 306К, 1451, 22501М и др.

     84 ед.

     Б. Морской транспортный флот

1.

Пассажирские и грузопассажирские суда

23180, А45-2, 12270М, СВП-50, СМП-150, А145

19ед.

2.

Аварийно- спасательные суда

MPSV12 и др.

5 ед.

3.

Иные суда, включая лоцмейстерские катера, бонопостановщики, нефтемусо- росборщики, водолазные, патрульные катера, гидрографические катера, паромы, плавкраны и др. вспомогательные судна

А40-2Б, SDS18, ЛЧ-7, ПМ-61, 16613, Р1-22, МРВ-14, 19920, КМ220, КМ120, Р-376, М172 и др.

40 ед.

В. Суда для нужд ТЭК и для работы на шельфе (неледового класса)

1.

Танкеры наливные

типа Aframax и Shuttle

7 ед.

2.

Буровые суда и буровые установки

ЛСП-2 и аналогичные специальные

18 ед.

3.

Суда снабженцы

22420, 22390, 22391, 2370

57 ед.

4.

Аварийно (поисково) - спасательные суда

22380, А-163MPSV07, MPSV12

5 ед.

Г. Ледоколы и суда ледового класса

1.

Ледоколы атомные

22220, "ЛИДЕР" проекта 10510 и др.

до 10 ед.

2.

Ледоколы дизельные, дизель- электрические и иные

2260, 22600М, 22740, BVL04 и др.

26 ед.

3.

     Танкеры и нефтегазовозы

     LNGC Ark7, Aframax идр.

     45 ед.

     4.

     Буровые суда и буровые установки и платформы

     20870 и спец. проекты

     30 ед.

     5.

     Суда снабжения, патрульные, аварийно- спасательные

     572, 1990, 3450, 90600, Т3150, Т50105

     50 ед.

     Д. Промысловый флот

1.

     Большие морозильные рыболовные траулеры

     1288, 488, Вяртсиля, HS65T, CND14095, B-408, HS-119

     31 ед.

     2.

     Морозильные рыболовные траулеры, включая CPTM, ярусоловы, креветколовы, краболовы

     ST-192RFC, ST-119, 22970, 22971, 05025РПМ, 50015, 50010, ST-115/116/117/118 идр.

     199 ед.

     3.

     Малые морозильные рыболовные траулеры и сейнеры

     902Т, 1338К, 12961, 1328, 02960, 1335, 2128, 13301 и др.

     121 ед.

     4.

     Прочие промысловые и добычные суда, включая НИСы

     НИС-АР, 13031, СМБ-40/74У и др.

     71 ед.

     Е. Научно-исследовательские суда

1.

Научно- исследовательские суда

3292, NS18-RGM, PM376 и специальные проекты

40 ед.

Итого:

     до 1014 ед.


Согласно представленному перспективному плану Центра СКО потребность в новых гражданских судах различных классов до 2035 года составит свыше 1 000 единиц.

Свой прогноз потребности в судах имеется у ОАО "Объединенная судостроительная корпорация.

     
     Рисунок 6

     
     Прогнозная потребность основных заказчиков
     судостроительной гражданской продукции до 2030 года
     (Источник - Стратегия развития ОАО "Объединенная
     судостроительная корпорация" на период до 2030 года)

Как видно из рисунка 6, общая потребность основных заказчиков в судах гражданского назначения по оценкам экспертов ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" до конца 2030 года составит до 1 200 единиц.

Перспективный внутренний рынок продукции гражданского судостроения включает:

- разнообразную номенклатуру сложных наукоемких морских и речных судов для обновления транспортного и рыбопромыслового флота страны;

- морскую технику для изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа России;

- морские паромы, буксиры, спасатели;

- принципиально новые крупнотоннажные суда усиленного ледового класса - танкеры и газовозы;

- научно-исследовательские суда для выполнения работ в области гидрометеорологии и мониторинга состояния окружающей среды, суда экологического и гидрологического контроля.

При этом, по оценкам специалистов Объединенной Судостроительной Корпорации, большинство отечественных заказчиков размещают заказы на указанные типы судов за рубежом.