Приоритеты в области создания гражданской судостроительной продукции на долгосрочную перспективу представлены в Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года и в государственной программе Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013-2030 годы".
Основные задачи, которые должна решать создаваемая продукция судостроения, следующие:
- обеспечение эффективной эксплуатации Северного морского пути - превращение его в международную транзитную магистраль;
- эффективное и экологически безопасное освоение ресурсов Мирового океана, в первую очередь, месторождений углеводородов на российском арктическом шельфе, а также морских биологических ресурсов;
- обеспечение транспортной доступности по внутренним водным путям для грузовых и пассажирских перевозок.
В Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года отмечается, что для удовлетворения потребностей внутреннего рынка до 2035 года необходимо строительство:
- около 250 морских транспортных судов и более 1 500 транспортных судов класса "река-море";
- 1 640 судов рыбопромыслового флота;
- более 250 судов и единиц морской техники вспомогательного и технического флотов;
- 90 научно-исследовательских судов;
- 24 ледоколов;
- около 150 судов и морской техники для освоения шельфовых месторождений.
При этом, по оценкам авторов вышеуказанного документа, текущее финансово-экономическое состояние потенциальных заказчиков позволяет обеспечить заказами не более 18% потребности в морских транспортных судах, 6% - в транспортных судах класса "река-море", 8% - в судах рыбопромыслового флота, 43% - во вспомогательных судах и судах технического флота, 11% - в научно-исследовательских судах, 63% - в ледоколах и до 40% - в судах и морской технике для освоения шельфовых месторождений.
На основании анализа документов, определяющих стратегию развития судостроительной отрасли, специалисты Центра СКО представили свой перспективный план потребности в гражданских судах и морской технике на период до 2035 года.
№ п/п | Тип судна | Проекты | Ориентировочное количество до 2035 года | |
А. Суда класса "река", "река-море" | ||||
1. | Обстановочные теплоходы | пр.SV2407, 3050, 3050.1, 211 | 13 ед. | |
2. | Сухогрузы | пр.RSD49, RSD59, RSD60 | 35 ед. | |
3. | Баржи | ROВ07, P-146A, 581M, P-5777, HB600, 27341 и аналогичные | 10 ед. | |
4. | Наливные суда | RST54, RST52, RST27, RST27M, RST25, RST11, RST07, PT-18 | 70 ед. | |
5. | Земснаряды | 4390, 4395, 3409, RDB66.42, RDB66.29, TCK409p | 10 ед. | |
6. | Пассажирские суда | PV09, PV300VD, PV300-2, ПКС-180, А45-2, 12270М, PV500, 19.2509, 23290 | 18 ед. | |
7. | Иные суда, включая буксиры, тральщики, мусоросборщики, промерные, бункеровщики, плавкраны, понтоны, шаланды, катера | 758Б, 33ЛГ, Р-14А, 911В, 866, 354К, 159, Р-39, 612, 306К, 1451, 22501М и др. | 84 ед. | |
Б. Морской транспортный флот | ||||
1. | Пассажирские и грузопассажирские суда | 23180, А45-2, 12270М, СВП-50, СМП-150, А145 | 19ед. | |
2. | Аварийно- спасательные суда | MPSV12 и др. | 5 ед. | |
3. | Иные суда, включая лоцмейстерские катера, бонопостановщики, нефтемусо- росборщики, водолазные, патрульные катера, гидрографические катера, паромы, плавкраны и др. вспомогательные судна | А40-2Б, SDS18, ЛЧ-7, ПМ-61, 16613, Р1-22, МРВ-14, 19920, КМ220, КМ120, Р-376, М172 и др. | 40 ед. | |
В. Суда для нужд ТЭК и для работы на шельфе (неледового класса) | ||||
1. | Танкеры наливные | типа Aframax и Shuttle | 7 ед. | |
2. | Буровые суда и буровые установки | ЛСП-2 и аналогичные специальные | 18 ед. | |
3. | Суда снабженцы | 22420, 22390, 22391, 2370 | 57 ед. | |
4. | Аварийно (поисково) - спасательные суда | 22380, А-163MPSV07, MPSV12 | 5 ед. | |
Г. Ледоколы и суда ледового класса | ||||
1. | Ледоколы атомные | 22220, "ЛИДЕР" проекта 10510 и др. | до 10 ед. | |
2. | Ледоколы дизельные, дизель- электрические и иные | 2260, 22600М, 22740, BVL04 и др. | 26 ед. | |
3. | Танкеры и нефтегазовозы | LNGC Ark7, Aframax идр. | 45 ед. | |
4. | Буровые суда и буровые установки и платформы | 20870 и спец. проекты | 30 ед. | |
5. | Суда снабжения, патрульные, аварийно- спасательные | 572, 1990, 3450, 90600, Т3150, Т50105 | 50 ед. | |
Д. Промысловый флот | ||||
1. | Большие морозильные рыболовные траулеры | 1288, 488, Вяртсиля, HS65T, CND14095, B-408, HS-119 | 31 ед. | |
2. | Морозильные рыболовные траулеры, включая CPTM, ярусоловы, креветколовы, краболовы | ST-192RFC, ST-119, 22970, 22971, 05025РПМ, 50015, 50010, ST-115/116/117/118 идр. | 199 ед. | |
3. | Малые морозильные рыболовные траулеры и сейнеры | 902Т, 1338К, 12961, 1328, 02960, 1335, 2128, 13301 и др. | 121 ед. | |
4. | Прочие промысловые и добычные суда, включая НИСы | НИС-АР, 13031, СМБ-40/74У и др. | 71 ед. | |
Е. Научно-исследовательские суда | ||||
1. | Научно- исследовательские суда | 3292, NS18-RGM, PM376 и специальные проекты | 40 ед. | |
Итого: | до 1014 ед. |
Согласно представленному перспективному плану Центра СКО потребность в новых гражданских судах различных классов до 2035 года составит свыше 1 000 единиц.
Свой прогноз потребности в судах имеется у ОАО "Объединенная судостроительная корпорация.
Рисунок 6
Прогнозная потребность основных заказчиков
судостроительной гражданской продукции до 2030 года
(Источник - Стратегия развития ОАО "Объединенная
судостроительная корпорация" на период до 2030 года)
Как видно из рисунка 6, общая потребность основных заказчиков в судах гражданского назначения по оценкам экспертов ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" до конца 2030 года составит до 1 200 единиц.
Перспективный внутренний рынок продукции гражданского судостроения включает:
- разнообразную номенклатуру сложных наукоемких морских и речных судов для обновления транспортного и рыбопромыслового флота страны;
- морскую технику для изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа России;
- морские паромы, буксиры, спасатели;
- принципиально новые крупнотоннажные суда усиленного ледового класса - танкеры и газовозы;
- научно-исследовательские суда для выполнения работ в области гидрометеорологии и мониторинга состояния окружающей среды, суда экологического и гидрологического контроля.
При этом, по оценкам специалистов Объединенной Судостроительной Корпорации, большинство отечественных заказчиков размещают заказы на указанные типы судов за рубежом.