Действующий

Об утверждении стратегий развития кластеров и о внесении изменения в распоряжение Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2016 г. № 2169-р (с изменениями на 14 октября 2020 года)

Раздел 2. Результаты развития судостроительной
отрасли. Результаты развития судостроительной
отрасли в РФ и Нижегородской области за
2018 год - первую половину 2019 года


Общая характеристика отрасли,
ЕЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ,
основные проблемы

МИРОВОЕ СУДОСТРОЕНИЕ

Судостроительные мощности мира высоко сконцентрированы: всего три страны обеспечивают 90% мирового производства и экспорта грузовых судов, в первую очередь крупнотоннажных, - Республика Корея (Hyundai HI, Daewoo, Samsung HI), Япония (Imabari, Tsuneishi, Oshima) и Китай (DSIC, Yangzijang). При этом доля Китая стремительно растет благодаря сравнительно низкой себестоимости производства за счет долей других стран, главным образом Японии.

В свою очередь, европейские производители (Финляндия, Нидерланды, Германия, Италия, Норвегия) специализируются преимущественно на строительстве судов с высокой добавленной стоимостью (включая круизные лайнеры, оффшорные суда и объекты морской техники, технику для глубоководной добычи), а также на производстве судового комплектующего оборудования.

При этом, с 2008 г. в мире наблюдется кризис перепроизводства и избыток судового тоннажа, вызванный опережающим строительством судов в предшествующие годы. На настоящий момент размер коммерческого флота на 20% (по тоннажу) превышает потребности в нем. В связи с этим объем портфеля новых заказов является крайне нестабильным, а в последние годы имеет тенденцию к сокращению.

В настоящее время мировой гражданский флот насчитывает почти 94 тыс. судов общим валовым тоннажем около 1300 млн. регистровых тонн с годовой динамикой роста около 3%.

Структура мирового флота (по валовому тоннажу):

- 35% - балкеры;

- 24% - танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов и 5% - на танкеры-газовозы;

- 17% - контейнеровозы;

- 11% - прочие грузовые суда;

- 8% - негрузовые суда (включая оффшорную технику, круизные лайнеры, пассажирские паромы, буксиры, земснаряды и др.).

В сегменте военного судостроения, наряду с Российской Федерацией, ведущими игроками в области военного кораблестроения являются США, и ряд стран Западной Европы: Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия, Швеция.

Независимую политику в области военного кораблестроения проводят страны Азии. Китай нацелен на формирование к 2050 году вооруженных сил, способных одерживать победу в конфликтах любого масштаба и продолжительности. Индия, претендуя на роль лидера в бассейне Индийского океана, последовательно создает мощный флот с авианосными силами, атомными и неатомными подводными лодками, десантными кораблями и морской авиацией. Строительство ВМС активно ведет Республика Корея.

В Южной Америке задачу обеспечения регионального лидерства намерены решать ВМС Бразилии.

По мнению экспертов, решающими факторами современного состояния рынка мирового судостроения являются кризис перепроизводства и неуклонное наращивание мощностей с опорой на внутренний спрос стран-производителей. При этом мощности традиционных экспортеров остаются незагруженными. Заметную роль играет и динамика рынков (в том числе локальных) грузовых перевозок, рабочей силы, отдельных видов продукции (нефти, леса и др.).

Сегодня в мире насчитываются примерно 560 верфей, способных в течение одного года построить суда общим тоннажем 55-60 млн CGT (компенсированных регистровых тонн), однако, ядро составляют 166 верфей, обеспечивающих 85% объема мирового судостроения.

Для оценки годовой производительности труда рассчитывается отношение совокупного тоннажа построенных за год судов (в CGT) к численности занятых работников верфи. Так, в Японии этот показатель составляет около 180 CGT/чел., в Южной Корее - 145, в Германии - 75, в остальных странах ЕС - 40, в России - всего 20 CGT/чел.

Европейские компании, традиционно занимавшие сильные позиции на рынках высокотехнологичной продукции, в значительной мере утратили свои конкурентные преимущества в силу высокой себестоимости производства.

Напротив, мощная господдержка и кооперация с японскими и южнокорейскими компаниями обеспечили Китаю быстрый выход на лидерские позиции. Успех корейских производителей обусловлен развитой инфраструктурой, высоким качеством продукции и профессионализмом инженерно-технического персонала. Инновации малого бизнеса и нишевая специализация позволяют Японии удерживать значительную долю рынка, которая, однако, постепенно сокращается под давлением высоких производственных издержек.

Российское судостроение

Российский судостроительный комплекс представляет собой совокупность судостроительных и судоремонтных предприятий, предприятий судового машиностроения и морского приборостроения, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций и интегрированных структур. Доля отрасли в ВВП Российской Федерации составляет 0,8%, уровень добавленной стоимости находится в пределах 20 - 3 %.

В состав российской судостроительной отрасли входит более 600 предприятий. Также следует отметить, что свыше 3 тысяч организаций осуществляют поставки судового комплектующего оборудования, материалов, электронно-компонентной базы и прочее.

Более 75% предприятий, входящих в состав судостроительной отрасли - промышленные предприятия, около половины из них - судостроительные и судоремонтные заводы.

Свыше трети всех отраслевых организаций (42%) сосредоточены в Северо-Западном Федеральном округе (ФО), включая наиболее крупные судостроительные предприятия с объемом выпуска продукции более 5 млрд. руб. в год.

В отрасли созданы и функционируют девять подконтрольных государству интегрированных структур, на их долю приходится около 68% объемов промышленного производства и 97% НИОКР.

Главная особенность отрасли - ее преимущественно оборонная направленность. Гособоронзаказ формирует большую долю сдаточной программы российских верфей: на военные корабли пришлось 60% от общего числа построенных в 2017 году судов. В денежном выражении данный показатель и вовсе превышает 70%. Для сравнения - в 2011 - 2012 годах на долю военного кораблестроения приходилось около 35 - 40% от общего количество сдаваемых судов.

Места России в мировом военном и гражданском судостроении также существенно различаются. Россия занимает 12% мирового рынка военного кораблестроения, и находится по этому показателю на 2-м месте после США. АО "Объединенная Судостроительная Корпорация" (ОСК) по объему выпуска продукции в военном кораблестроении занимает седьмое место в мире.

В гражданском секторе позиции России слабее - последние строчки в списке 15-20 стран-лидеров (в зависимости от вида техники).

До 2020 года запланирована сдача более 400 крупных гражданских и военных судов, из которых на продукцию военного назначения приходится 60% в количественном выражении. В то же время совокупный тоннаж планируемых к сдаче в ближайшие три года военных кораблей составляет 37-40%, а остальные 60-63% приходятся на продукцию гражданского судостроения.

По данным, приведенным Стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года, в 2018 году объем производства судостроительной отрасли увеличился в 1.7 раза по отношению к 2012 году, и составил 620 млрд рублей (включая судостроение, судоремонт, производство узлов и комплектующих) при росте производительности труда в денежном выражении в 1.4 раза.