Технологическое лидерство по ключевым направлениям деятельности кластера связано с высоким научно-техническим потенциалом по ряду технологических направлений, определяющих инновационное развитие судостроения, а именно:
- цифровизация жизненного цикла судов - от проектирования до эксплуатации и ремонта;
- композитные материалы;
- беспилотное управление и цифровая навигация;
- высокоскоростное судостроение;
- энергетические установки длительного цикла эксплуатации.
Для обеспечения технологического лидерства предлагается комплекс мероприятий и проектов по следующим направлениям развития кластера.
1. Интеграция в федеральные проекты, связанные с поддержкой и развитием научно-технологического превосходства.
Формирование дорожных карт развития основных направлений кластера в привязке к федеральным программам, нацеленным на рост научно-технологической конкурентоспособности страны и территорий, а именно, НТИ "Маринет", Программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", Программы займов Фонда Развития Промышленности "Цифровизация промышленности", "Проекты развития", "Комплектующие".
Поиск и "упаковка" проектов, которые могут быть реализованы в рамках:
- Национальной технологической инициативы "Маринет";
- программ, направленных на технологическое перевооружение отрасли, финансируемых из Фонда развития промышленности Российской Федерации;
- грантов Фонда содействия инновациям и Министерства образования и науки Российской Федерации.
Практика первого года деятельности Кластера показывает верность данного подхода. Уже несколько совместных проектов участников кластера готовятся к привлечению займов на развитие производства и организацию выпуска СКО.
2. Рост объемов НИОКР, трансферт технологий.
Активное участие в научно-исследовательских проектах с исследователями из зарубежных стран, финансируемых в рамках международных программ (например, международные программы при поддержке фонда Бортника).
Инициация и поддержка программ научно-технологического бенчмаркинга.
Мониторинг открытых научно-исследовательских работ, ведущихся организациями кластера. Организация информационной площадки, демонстрирующей направления исследований и возможностей научно-исследовательских организаций и образовательных организаций высшего образования в сфере отраслевых НИОКР.
Создание информационной платформы для систематизации РИД (результатов интеллектуальной деятельности) организаций кластера, формата их описания, а также обоснование регламента и режима доступа к ним.
Обеспечение защиты интеллектуальной собственности предприятий кластера и патентной чистоты выпускаемой продукции с привлечением в кластер специализированной патентной организации.
Выполнение систематической работы по диагностике потребности организаций кластера в новых технологиях и других результатах НИОКР и определению основных требований к ним.
Инициация и поддержка совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских в рамках кластера, а также НИОКР, ведущихся в интересах сразу нескольких участников (например, программа "Кооперация" Фонда Бортника). Формирование пула отраслевых научно-технических экспертов из представителей ВУЗов, научно-исследовательских организаций и предприятий по приоритетным технологическим направлениям кластера.
Активное сотрудничество с другими российскими кластерами в сфере проведения исследований, трансферта технологий.
3. Развитие инфраструктуры.
Перевод в Нижний Новгород головного проектного офиса Национальной технологической Инициативы "Маринет".
Привлечение государственных корпораций, крупных российских и зарубежных компаний для создания в регионе отраслевого Цифрового научного центра судостроения, сочетающего физическое моделирование с возможностями имитационного и гибридного моделирования и регионального межотраслевого центра прототипирования.
Создание условий для интеграции корпоративных информационных систем участников кластера в единую цифровую платформу.
Использование имеющихся информационных ресурсов, способствующих продвижению продукции участников Кластера на российский и международный рынки: Государственная информационная система промышленности (ГИСП), Единая электронная централизованная система судового комплектующего оборудования (ЕЭЦС СКО). Информационные ресурсы Российского экспортного центра.