2.1. Характеристика текущего состояния
В городе Нижнем Новгороде сформирована целостная система по повышению безопасности граждан. Это явилось одним из результатов совместной работы правоохранительных органов и администрации города Нижнего Новгорода в обеспечении реализации государственной политики в области обеспечения общественного порядка, по созданию условий безопасности личности и общества от проявлений терроризма и экстремизма, по вопросу противодействия преступности, злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту, укреплению межнационального согласия, коррупционных проявлений.
Принимаемые меры позволили сохранить контроль за развитием криминальной ситуации в городе и закрепить тенденции, связанные с её оздоровлением.
На территории областного центра в 2017 году зарегистрировано 18848 преступлений (+15%; 2016 г. - 16392).
Сократилось число преступлений против личности (-22,6%; с 1698 до 1314), в т.ч. фактов причинений тяжкого вреда здоровью (-14,5%; со 165 до 141), побоев (снижение в 9,2 раза; с 415 до 45) и угроз убийством (-32,1%; с 380 до 258).
Количество имущественных деяний выросло (+19,4%; 11956). Причина этому - значительный (на 72,4%) рост мошенничеств (с 1708 до 2945), связанный с быстрым развитием информационных технологий и постоянно увеличивающимся числом пользователей сети Интернет, а также лиц, совершающих операции по оплате товаров и услуг посредством электронных систем расчетов.
Вместе с тем удалось сократить количество краж транспортных средств (-39,1%; до 185), угонов (-19,8%; до 85), грабежей (-3,3%; до 670), разбоев (-29,3%; до 104).
Проводимые профилактические мероприятия положительно сказались на снижении краж личного имущества граждан из гаражей (-7,3%4 216) и садовых домиков (-33,3%; 74), а также собственности организаций из магазинов (-9,3%; 1167) и офисов (-45%; 559).
Неизменно значимыми остаются вопросы сокращения масштабов наркотизации населения. Возросло количество выявленных (+37%; 2531) и раскрытых (+15,5%; 1001) наркопреступлений. Сотрудниками полиции изъято 16,3 кг «наркозелья». Пресечена деятельность 22 притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ.
На территории районов города организована работа передвижного пункта медицинского освидетельствования (далее - ППМО). За отчетный период на состояние алкогольного и наркотического опьянения было освидетельствовано 17103 чел., в т.ч. с помощью ППМО - 2082 чел., из них по линии незаконного оборота наркотических средств (далее - НОН) - 1798 чел. (с помощью ППМО - 345).
В целях изоляции наркозависимых лиц от общества за совершение административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом и немедицинским потреблением наркотических средств, административному аресту подвергнуто 1809 человек (2016 г. - 1725).
В 2017 году обеспечена охрана общественного порядка при проведении 1115 мероприятий, в которых приняли участие более 983 тыс. граждан и привлечено порядка 14,5 тыс. сотрудников полиции. За нарушение общественного порядка задержано 70 граждан.
С целью стабилизации оперативной обстановки на улицах, профилактике и раскрытию имущественных преступлений на территории отдельных районов в вечернее и ночное время проведены 3 оперативно-профилактические операции «Ночь», 74 оперативно-профилактических мероприятия «Правопорядок».
Благодаря проводимым мероприятиям сократилось количество преступлений на улицах (-0,3%; с 5726 до 5707). Меньше зарегистрировано таких деяний, как: грабежи (-3,1 % с 426 до 413), разбои (-33,8%; с 74 до 49), угоны (- 19,8%; с 106 до 85), хулиганства (-42,9%; с 7 до 4), а также преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия (-28,6%; с 7 до 5).
Активнее велась профилактическая работа с различными категориями лиц. Сократилось количество преступлений, совершенных подростками (-31,7%; 231), лицами, ранее преступавшими уголовный закон (-5,3%; 3840).
Удалось добиться снижения на 21,5% числа преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (2106). Вместе с тем, уровень алкоголизации населения практически не снижается. Под воздействием алкоголя совершается каждое третье деяние (30,7%). В медицинский центр освидетельствования и вытрезвления граждан «Надежда» за 2017 год доставлено 8026 граждан, утративших способность самостоятельно передвигаться и ориентироваться в пространстве, из них 4357 человек оставлено для вытрезвления.
Подразделениями полиции, совместно с администрациями районов города осуществляется большой объем работы по очищению города от фальсифицированного алкоголя, контролю за исполнением требований федеральных и региональных законов, касающихся государственного регулирования оборота алкоголя, ограничения его потребления и продажи, в том числе в парковых зонах. Проведено 2695 проверок предприятий, реализующих спиртосодержащую продукцию, в ходе которых составлено 3123 протокола об административных правонарушениях. Пресечено 498 фактов реализации алкоголя в ночное время, 104 факта продажи его несовершеннолетним. Из незаконного оборота изъято более 62 тыс. литров спиртосодержащей продукции на сумму более 7 101 тыс. рублей.
Осуществлено более 4 тыс. проверок уличной торговли, выявлено 4111 административных правонарушений в сфере несанкционированной торговли, изъято порядка 8 тыс. единиц товаров народного потребления, более 31 тыс. единиц контрафактной продукции на сумму порядка 7 119 тыс. рублей.
Осуществляются мероприятия по повышению уровня антитеррористической безопасности объектов жизнеобеспечения и с массовым пребыванием людей. В сфере межнациональных отношений повысился уровень толерантности и этнокультурной компетенции населения города. В плановом порядке проводится работа по профилактике распространения идеологии терроризма.
Также необходимость реализации Программы вызвана тем, что современная ситуация в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом в мире и в Российской Федерации остается напряженной. В настоящее время террористические акты организованы по принципу нанесения точечных ударов по жизненно важным объектам и местам со значительным скоплением людей, в том числе в других регионах России.
На ситуацию в г. Нижнем Новгороде существенное влияние также оказывают многонациональный и поликонфессиональный состав ее населения, значительный уровень миграции граждан из других государств. Источником радикализма в обществе является и весьма невысокий уровень политической культуры, отсутствие глубоко укоренившихся в социальном сознании и психологии традиций гражданской жизни и демократии в условиях правового государства.
Отмечается активизация неформальных группировок право- и леворадикальной направленности, имеют место факты проявлений ксенофобии, совершения преступлений на национальной и религиозной основе. Увеличивается распространение националистических идей.
Это связано не только с осложнением в настоящий период ситуации в сфере миграции, но и с недостаточностью принимаемых мер упреждающего характера по воздействию на негативные процессы в области межнациональных отношений.
В результате реализации в 2016-2017 годах мероприятий, направленных на интеграцию усилий в борьбе с проявлениями коррупции в органах местного самоуправления города Нижнего Новгорода, удалось достигнуть конкретных положительных результатов:
сократить количество нарушений законодательства об ограничениях и запретах, требованиях о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов муниципальными служащими;
снизить количество выявленных коррупциогенных факторов в проектах нормативных правовых актов и сведению к минимуму коррупционных рисков при оказании муниципальных услуг населению в строгом соответствии с административными регламентами;
повысить уровень информационной открытости органов местного самоуправления;
сохранить положительную динамику в отношении населения города к предпринимаемым администрацией Нижнего Новгорода антикоррупционным усилиям.
Разработка и принятие Программы обусловлены необходимостью интеграции усилий структурных подразделений администрации города Нижнего Новгорода и правоохранительных органов в целях поддержания постоянного взаимодействия между ними по вопросам разработки и реализации эффективных мер предупреждения преступлений, в том числе террористического и экстремистского характера, согласованного противодействия преступности и наркомании, снижения влияния факторов, оказывающих негативное влияние на криминогенную обстановку, эффективных мер противодействия коррупции на территории города.