Отменен в части

Об утверждении муниципальной программы «Развитие форм общественного самоуправления, социальной активности населения, межнационального и межконфессионального взаимодействия в городе Нижнем Новгороде» на 2019 - 2024 годы (с изменениями на 3 мая 2023 года)

2.1. Характеристика текущего состояния.


Общественное самоуправление - это проявление общественной активности жителей, формы коллективного объединения людей, благодаря которым они добровольно и безвозмездно участвуют в решении конкретных вопросов местных сообществ. Оно представляет собой систему управления общественными делами, построенную на основе самоорганизации и саморегулирования.

Среди причин и мотивов создания различных структур общественного самоуправления жителей отмечается открывающаяся для людей возможность реализовать свой опыт и социальный потенциал.

Взаимодействие органов местного самоуправления и местного сообщества подразумевает партнерство в достижении общей цели - повышения уровня и качества жизни горожан. Кроме того, комплексное социально-экономическое развитие города и совершенствование управленческих механизмов основывается на привлечении горожан к участию в принятии решений по важным местным вопросам в самых различных формах. Конечная цель этого процесса - создание эффективной административной структуры, позволяющей оперативно реагировать на возникающие проблемы внутри муниципального образования. Система самоуправления должна обеспечивать возможность построения эффективных моделей информационного, правового, хозяйственного сотрудничества органов управления городом и экономических субъектов. Важным звеном в становлении системы местного самоуправления должны стать местные сообщества.

Развитие современного мегаполиса непосредственно зависит от степени и активности участия горожан в процессах его управления через инструменты самоорганизации и самоуправления, от способности сообществ к самореализации и консолидации для достижения общественно полезных целей.

В системе общественного самоуправления особое место занимает территориальное общественное самоуправление. Оно рассматривается сегодня как самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в Нижнем Новгороде определяется Уставом города, в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Некоммерческие общественные организации, созданные и зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством, составляют институциональную основу гражданского общества и объединяют наиболее активных местных жителей. Они также организуют людей для самостоятельного решения различных вопросов, обеспечивают обратную связь с органами власти. Некоммерческие организации играют заметную роль в социально-экономическом развитии города, способствуя повышению качества жизни горожан на местном уровне во всех его составляющих: нравственном, культурном, социальном. Уже не первый год эти организации удовлетворяют востребованные нижегородцами запросы на:

1) создание дополнительных рабочих мест;

2) оказание социально-бытовых и жилищно-коммунальных услуг;

3) благоустройство микрорайонов;

4) организацию специального сопровождения отдельных категорий детей и пожилых людей;

5) организацию досуга жителей;

6) иную социальную поддержку нуждающихся.

Национально-культурные организации способствуют установлению межнационального согласия на территории города, религиозные организации нацелены на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

Именно поэтому особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для конструктивного сотрудничества всех некоммерческих организаций между собой, а также со всеми видами и ветвями публичной власти.

Инициативы горожан, направленные на решение жизненно важных для развития города задач, нуждаются в организационной и финансовой поддержке со стороны администрации города. На сегодняшнем этапе целесообразно поддерживать идеи, которые, с одной стороны, обеспечивают насущные потребности жителей, а с другой стороны, могут быть увязаны со среднесрочными программами и планами деятельности органов местного самоуправления.

Средства городского бюджета, выделяемые на реализацию данной программы, должны использоваться как стимулирующий фактор. С помощью бюджетной поддержки предполагается привлечение и эффективное использование ресурсов и потенциала общественности для совместного решения вопросов местного значения. В этой деятельности необходима организация и функционирование муниципальной инфраструктуры по поддержке общественных инициатив.