Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года (с изменениями на 17 апреля 2023 года)

5. Механизмы реализации Стратегии

5.1. Этапы реализации Стратегии

Стратегия определена на 17 лет, ее реализацию предполагается разделить на 3 этапа:

I этап - 2019-2020 годы;

II этап - 2021-2024 годы;

III этап - 2025-2035 годы;

Выделение отдельных этапов в реализации Стратегии обусловлено необходимостью обеспечения последовательного решения целей и задач социально-экономического развития, рациональной корректировки механизмов ее реализации в соответствии с меняющимися макроэкономическими условиями. Для каждого этапа характерен свой фокус на задачах определенного типа.

В конце каждого этапа (а в течение III этапа - не реже, чем раз в 3 года) должен происходить анализ промежуточных результатов реализации Стратегии, а также осуществляться ее корректировка на будущие периоды с уточнением перечня конкретных проектов для реализации до 2035 г.

Этап I. (2019-2020 гг.) "Трансформации системы управления регионом"

Полнота и успешность реализации мероприятий на первом этапе реализации Стратегии существенно повлияют на дальнейший сценарий развития экономики (см. рис. 5).

Рисунок 5. Влияние 1-го этапа реализации Стратегии
на сценарии дальнейшего развития


     Данный этап предполагает существенные преобразования институциональных условий развития региона, направленные на формирование фундамента для активизации роста экономики на следующем этапе.

В начале первого этапа будет подготовлена система региональных государственных программ и проработан портфель проектов по основным стратегическим инициативам Стратегии.

В первую очередь изменения затронут текущую систему государственного управления: будет создан централизованный аналитический блок, проектный офис реализации стратегии и другие институты развития по направлениям, требующим особого внимания в целях реализации выбранных приоритетов развития региона; также намечено завершение перехода на проектно-процессное управление, формирование необходимой основы для дальнейшей цифровизации и автоматизации процессов госуправления. Особое внимание будет уделено построению новой эффективной кадровой системы государственного управления.

Будут реализованы меры по позиционированию региона и информированию о его стратегических приоритетах на российском и международном уровнях.

Будут реализованы меры по улучшению инвестиционного климата. Развитие получит принцип "единого окна" для предпринимателей и инвесторов по ключевым направлениям взаимодействия (привлечение и содействие развитию, предоставление льгот и мер поддержки, инфраструктурное обеспечение и пр.). Будетрасширен диалог между бизнесом и властью и сформированы основные предпосылки для создания стабильной, прозрачной и конкурентной среды.

Будет сформирован основной земельный банк региона и проведена качественная систематизация и паспортизация всех инвестиционных площадок. Планируется к внедрению система регулярного мониторинга ключевых располагаемых ресурсов, фондов и мощностей, включая оценку их состояния и эффективности использования; определены недостающие элементы цепей добавленной стоимости.

В рамках экономического развития будут также решены задачи по формированию новой рыночно-ориентированная кадровой системы, определены и сформированы кластеры по наиболее конкурентоспособным направлениям, реализованы пилотные проекты по повышению эффективности промышленности.

Начнется формирование экосистемы инноваций как фундамента потенциального научно-технологического лидерства региона.

Будет разработана комплексная маркетинговая стратегия для туристической отрасли с определением наиболее перспективных ниш и внедрением кластерных принципов развития отрасли.

Произойдет внедрение новых принципов межбюджетных отношений.

Планируется внедрение новых принципов пространственного развития, в частности формирование "полюсов роста" с учетом их ключевой экономической специализации; а также определение и внедрение экономических и институциональных инструментов для эффективного развития и сокращения социально-экономической дифференциации территорий в соответствии с Концепцией пространственного развития территорий региона.

Значительные усилия будут направлены на формирование комфортной и безопасной среды, улучшение качества жизни населения региона, в том числе за счет вовлечения жителей в управление местными бюджетами. Развитие получит социальное предпринимательство для обеспечения населения качественными социальными услугами.

Этап II. (2021-2024 гг.) "Активизация инвестиционной деятельности во всех сферах экономики"

На втором этапе критически важно добиться значительных темпов роста экономики, драйвером которых станет активизация инвестиционной деятельности.

В качестве одного из ключевых шагов будут реализованы мероприятия по снятию тарифных и инфраструктурных ограничений. Будет сформирована сеть инвестиционно-привлекательных территорий, в частности ОЭЗ и ТОСЭР, в соответствии с Концепцией пространственного развития территорий региона. Произойдет совершенствование института ГЧП (МЧП).

Наряду с увеличением инвестиционного потока значительный эффект окажет развитие цифровой экономики и внедрение технологических инноваций: на втором этапе ожидаются первые ощутимые результаты кластеризации экономики, повышения производительности труда и эффективности использования ресурсов.

Будут созданы условия для усиления трансграничного сотрудничества: формирования межрегиональных кластеров и создания крупных инфраструктурных проектов.

Будет усилена интеграция региона в глобальную экономику посредством развития транспортно-логистической инфраструктуры международного уровня.