Концепция
мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды
в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных
организациях Нижегородской области в рамках федерального проекта
"Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование"
государственной программы "Развитие образования" в 2019 году
(далее - Концепция)
Раздел 1. Обоснование потребности в реализации мероприятия
по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды
в общеобразовательных организациях и профессиональных
образовательных организациях Нижегородской области в рамках
федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального
проекта "Образование" государственной программы "Развитие
образования", в том числе за счет софинансирования
из федерального бюджета
Цифровая трансформация региональной системы образования может реализоваться только в едином цифровом образовательном пространстве, базовыми элементами которого являются: обновление содержания образования; интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; инновационные формы организации образовательной деятельности, в том числе научно-исследовательской, проектной, дистанционной. Цифровая трансформация - это использование всех имеющихся в доступе современных технологий для повседневных решений.
Нижегородская область - один из крупнейших научных и промышленных центров России. Цель Правительства Нижегородской области - построение инновационной экономики, отражающей приоритеты развития региона, характеризующейся переходом на интенсивный путь развития, так и на обеспечение цифровизации регионального образования, активное проникновение цифровых технологий во все сферы системы образования. Цифровая школа должна заложить основные навыки пользования цифровыми технологиями как рабочим инструментом, ориентировать детей на восприятие цифрового пространства как универсального поставщика знаний и информации, который может быть эффективно использован для самообразования и профессионального совершенствования. Чтобы школа могла готовить граждан цифрового общества она сама должна быть цифровой. В современной школе должна произойти перестройка методик обучения и воспитания, текущего, промежуточного и итогового мониторинга на основе использования цифровых инструментов.
Цель - реализация модели цифровой образовательной среды в Нижегородской области, инфраструктурное обеспечение цифровой трансформации региональной системы образования.
Задачи:
- обновление технических средств (средств компьютерной техники, программного обеспечения и презентационного оборудования), позволяющих обеспечить обучающихся, сотрудников и педагогических работников элементами цифровой образовательной инфраструктуры и создать доступ к единой цифровой образовательной среде;
- развитие кадрового потенциала региональной системы образования для успешного решения образовательных задач в условиях цифровой экономики;
- модернизация образовательной и управленческой деятельности в цифровой среде и с использованием инструментов цифровой среды, повышение эффективности организационно-управленческих процессов цифровой трансформации регионального образования, обеспечивающих активное использование цифровых технологий в образовательном процессе общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций.
В Нижегородской области уже имеется анализ и наработки в сфере реализации проекта по цифровизации образовательного процесса, в том числе в масштабе отдельно взятого муниципалитета (с последующим тиражированием в аналогичных муниципальных образованиях), разработанные совместно с партнером - ООО "Мобильное электронное образование" (член-корреспондент Общероссийской общественной организации "Российское Авторское Общество" Александр Михайлович Кондаков).
а) статистические данные по сети общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу.
По состоянию на начало 2018-2019 учебного года в Нижегородской области функционирует 902 общеобразовательные организации. Из них 872 муниципальные, 11 государственных и 19 частных школ, в том числе 48 коррекционных (41 муниципальные и 7 государственные). 50,7% общеобразовательных организаций функционируют в городской местности, остальные 49,3% - сельские школы.
Общая численность обучающихся в общеобразовательных организациях региона составляет 327 481 обучающихся. В частных школах обучаются 4 180 детей, коррекционные школы посещают 6 221 человек.
Распределение детей по городским и сельским школам: в 457 городских школах обучаются 278 815 детей, 445 сельских школ посещают 48 666 обучающихся.
Кадровый состав общеобразовательных организаций Нижегородской области составляет 37 037 человек. Из них административно-управленческий персонал - 3 102 человека, педагогические работники - 24 244 человека, учебно-вспомогательный персонал - 1 768 человек, иной персонал - 7 929 человек.
В регионе функционирует 77 профессиональных образовательных организаций, из которых 73 - государственные, 4 - частные.
Количество обучающихся профессиональных образовательных организаций составляет - 63 084 человека, в том числе 2 700 человек обучаются в частных профессиональных организациях.
В профессиональных образовательных организациях Нижегородской области работают 9 265 человек, в том числе административно-управленческий персонал - 651 человек, педагогические работники - 4 341 человек, учебно-вспомогательный и иной персонал - 4 273 человека.
В 2017/2018 учебном году уровень оснащенности общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, привлекаемых к реализации мероприятий персональными компьютерами, в том числе используемыми в учебных целях составил 66%, информационным и периферийным оборудованием - 78,68%, персональными компьютерами, используемыми в учебных целях и доступными для использования обучающимися в свободное от основных занятий время - 50,32%.
Нижегородская область имеет высокий потенциал создания единой цифровой образовательной среды. Информационная открытость общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, привлекаемых к реализации Мероприятий, составляет 99%, при этом в 100% образовательных организаций имеются веб-сайты, электронной почты. Более 60% педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, привлекаемых к реализации мероприятий, работают со специальными программными средствами (электронные версии учебных пособий, учебников, электронный журнал, электронный дневник и др.).
По данным на 2017/2018 учебный год низкий уровень реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (5,11%), а также доля образовательных организации и профессиональных образовательных организаций, применяющих дистанционные образовательные технологии, составляет 9,04%, во многом определяется низким уровнем развития цифровой инфраструктуры. Так, доля ноутбуков в общем числе компьютеров, используемых в учебных целях, составляет 38,08%, доля планшетных компьютеров 6,01%. Доля персональных компьютеров, используемых в учебных целях и приобретенных до 2015 года, составляет 70%.
Соотношение единиц вычислительной техники, используемой в учебном процессе, к общей численности обучающихся в Нижегородской области составляет 0,18.
б) информация о повышении квалификации сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, привлекаемых к реализации мероприятия.
Профессиональное развитие руководителей и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, привлекаемых к реализации мероприятий формируется на основе систематического анализа потребности образовательных организаций в курсовой подготовке и современных требований, предъявляемых к специалистам системы образования в связи с модернизацией образования и переходом на федеральные государственные образовательные стандарты.
Повышение квалификации сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, участвующих в проекте, в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется в рамках персонифицированной модели обучения, предполагающей возможность выстраивания педагогом индивидуальной образовательной траектории на основе накопительной системы учета образовательных достижений. Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" (далее - ГБОУ ДПО НИРО) разработаны и используются в работе с педагогами различные формы и технологии повышения квалификации: онлайн-курсы, смешанное обучение, стажировки, каскадное обучение, тьюторское сопровождение, кейс-стади. Межкурсовая методическая поддержка педагогов области осуществляется интерактивно на основе системы дистанционного обучения LMS Moodle, программы вебинаров, сетевых профессиональных сообществ, онлайн-конференции и др. ГБОУ ДПО НИРО реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников по широкому спектру направлений цифровизации образования.
Статистика показывает позитивную динамику и высокий процентный уровень повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, привлекаемых к реализации мероприятий. В 2013/2015 гг. доля работников указанных организаций, прошедших курсы повышения квалификации или профессиональную переподготовку в трехлетний период составила 79%, в 2014/2016 - 83%, в 2015/2017 гг. - 87%. Более 96% учителей начальных классов прошли повышение квалификации и были обучены технологиям работы с интерактивными досками при реализации образовательных программ. Более 60% педагогов систематически повышают квалификацию в области электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, онлайн-обучения. Доля сотрудников, прошедших повышение квалификации по вопросам информатизации образовательного процесса выросла с 2015 по 2018 год на 26%.
в) модель цифровой трансформации региональной системы образования.
В основу разработки модели цифровой трансформации региональной системы образования (далее - Модель) положены концептуальные положения внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, разработанные в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования". Региональная система образования представлена нами как система открытого типа, компоненты которой взаимодействуют не только друг с другом, но и с внешней средой, отличительной особенностью которой является наличие цифровых ресурсов (информационный и образовательный контент) и цифровых технологий взаимодействия. В связи с этим целевой установкой разработанной модели является создание в регионе оптимальных условий для эффективного внедрения целевой модели цифровой образовательной среды, что позволит инициализировать и активизировать процессы цифровой трансформации региональной системы образования и получить прогнозируемые результаты.