1.1. Текущий уровень развития кластера
По состоянию на середину 2017 года в состав кластера входило 58 участников, в том числе:
- 34 промышленных предприятия, включая крупнейшее отраслевое российское предприятие - ПАО "ГАЗ";
- шесть инфраструктурных организаций, включая два индустриальных технопарка;
- пять учебных заведений - три ВУЗа и два техникума;
- научно-исследовательский институт;
- три сервисно-консалтинговые компании;
- две инжиниринговые компании;
- транспортно-логистическая фирма.
Ключевыми организациями-участниками кластера являются:
ПАО "ГАЗ".
ПАО "ГАЗ" является центром консолидации активов "Группы ГАЗ" - крупнейшего российского производителя коммерческого транспорта в Российской Федерации. В состав "Группы ГАЗ" входит 14 предприятий в восьми регионах Российской Федерации, сбытовые и сервисные структуры. Предприятия "Группы ГАЗ" выпускают легкие коммерческие и легковые автомобили, автобусы, большегрузные автомобили, силовые агрегаты и автокомпоненты. Группа "ГАЗ" является лидером в Российской Федерации по созданию функционального, надежного, экономичного и экологического транспорта для бизнеса, различных отраслей промышленности, пассажирских перевозок, образовательных и медицинских учреждений, коммунальных и пожарных служб, сельского хозяйства.
ПАО "ГАЗ" обеспечивает автокомпонентной продукцией большинство предприятий холдинга, выпуская мосты, оси и подвески, колесные диски, элементы выхлопной системы, чугунное литье, продукцию кузнечного производства и инструментальную оснастку. ПАО "ГАЗ" входит в тройку крупнейших отечественных производителей автокомпонентов во всех ключевых сегментах (мосты, подвески, детали штамповки, чугунное литье, продукция кузнечного производства, колеса и рессоры).
ФБОУ ВО "Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева" (далее - НГТУ).
В НГТУ обучаются более 11 тысяч студентов, более 400 аспирантов. В ВУЗе 127 докторов наук и 414 кандидатов наук. В структуру ВУЗа входят 11 институтов и факультетов, 5 инновационных центров: ядерных технологий, энергоэффективных технологий, разработки транспортных систем, разработки наноэлектронных систем, новых материалов и технологий для атомного и энергомашиностроения. Создано 9 малых инновационных предприятий. Общий объем выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по итогам 2015 г. - около 450 млн. руб.
ПАО "Заволжский моторный завод" (далее - ПАО "ЗМЗ").
ПАО "ЗМЗ" входит в группу ПАО "СОЛЛЕРС".
Основные направления деятельности на промплощадке ПАО "ЗМЗ":
- производство двигателей внутреннего сгорания от 2,2 до 4, 67 л, соответствующих современным экологическим стандартам, для а/м типа SUV , LCV, автобусов типа ПАЗ, а также запасных частей к ним;
- производство автокомпонентов под заказы мировых автокомпаний: "Ford" , "ZF-Kama", в рамках локализации;
- развитие индустриального парка на промплощадке ПАО "ЗМЗ".
ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (далее - ННГУ).
ННГУ относится к числу лучших ведущих университетов Российской Федерации и входит в ТОП-800 лучших вузов мира по версии рейтинга QS World University Rankings. Сегодня в составе ННГУ 18 факультетов и институтов, 4 крупных научно-исследовательских института. В структуру ННГУ входят суперкомпьютерный центр (суперкомпьютер "Лобачевский" 24-й по мощности вузовский суперкомпьютер в мире), биомедицинский кластер, центр нанотехнологий, инновационно-технологический центр с ядром инкубатора бизнеса, тифлоинформационный центр, обеспечивающий компьютерную подготовку инвалидов по зрению, интернет-центры, фундаментальная библиотека, комплекс музеев, издательство и типография.
Сложившиеся взаимосвязи участников кластера в рамках разработки и производства продукции характеризуются вертикальными интеграционными цепочками:
1. Производственно-технологические: производство материалов (предприятия нефтехимического комплекса, поставщики третьего уровня) - производство деталей (предприятия малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), поставщики второго уровня) - производство узлов и модулей (средние и крупные предприятия, поставщики первого уровня) - производство массовой автомобильной продукции (крупные сборочные машиностроительные предприятия) - выпуск специальной продукции на базе массовой автомобильной продукции.
2. Научно-технологические: проведение НИОКР (ВУЗы, отраслевые и академические научно-исследовательские институты) - изготовление прототипов (Инженерные центры) - мелкосерийное производство (предприятия МСП) - крупносерийное производство (крупные предприятия).
Взаимодействие между отдельными участниками кластера имеют свою специфику, связанную с профилем каждой отдельной организации и ее масштабом.
Рисунок 1. Цепочка создания добавленной стоимости кластера