Действующий

Об утверждении Стратегии развития Нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии и о внесении изменения в распоряжение Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2016 года № 2169-р

Раздел 2. Результаты развития кластера
в период 2013 - 2016 годов. анализ реализации
основных положений действующей стратегии


Автомобильный кластер в Нижегородской области фактически сложился еще в 30-х годах 20-го века на базе Горьковского автомобильного завода и его поставщиков. Формирование и развитие нижегородского (горьковского) территориально-производственного автомобилестроительного комплекса активно велось до распада СССР. В Нижегородской области в дополнение к Горьковскому автомобильному заводу было построено еще несколько автомобильных предприятий - Павловский автобусный завод, Семеновский автобусный завод, Заволжский завод гусеничных тягачей, Арзамасский машиностроительный завод, Горьковский завод спецавтомобилей. Кроме того, открылись десятки предприятий, выпускающих комплектующие узлы, детали и изделия для автомобильной промышленности, в том числе, такие крупные заводы, как Заволжский моторный, Борский стекольный, Лысковский электротехнический, Павловский инструментальный.

В период современной Российской Федерации развитие нижегородского автомобильного кластера продолжалось. В Нижегородскую область пришли зарубежные автокомпонентные предприятия, открылись несколько заводов, специализирующихся на выпуске фургонов и прицепов, специальных автомобилей разного назначения.

Лидерство Нижегородской области в области автомобилестроения и автокомпонентов стало одной из основных задач Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127. Решение данной задачи  предполагало формирование соответствующего кластера во главе с промышленной компанией "Группа ГАЗ".

В соответствии с вышеуказанной стратегией Нижегородская область, являясь лидером в автомобилестроении, должна занимать не менее 25 % на российском рынке. Несколько ведущих международных автопроизводителей размещают на территории области свои сборочные производства, а за ними следуют десятки производителей автокомпонентов. В результате реструктуризации российские предприятия преобразованы в сборочные производства преимущественно коммерческого транспорта, а также модернизированные производства автокомпонент, которые они с успехом поставляют как локальным потребителям, так и на экспорт.

В работе "Стратегические аспекты кластеризации региональной экономики: взаимоотношения бизнеса и власти", ее авторы Царьков А.С. и Погорелова С.А. провели анализ интересов стейк-холдеров ключевого участника нижегородского автомобильного кластера - компаний группы "ГАЗ".         

Таблица 12. Поле интересов ключевых стейк-холдеров компаний группы "ГАЗ".

Интересы Правительства Российской Федерации:

- развитие экономики регионов без участия сырьевой стороны;

- диверсификация развития экономики, уменьшение зависимости от изменчивости конъюнктуры на сырье и энергоносители;

- сокращение уровня социально-экономических различий между регионами;

- создание успешных региональных центров инновационного развития экономики;

- увеличение налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Интересы инвесторов:

- выгодность инвестиций;

- защита рисков.
Интересы местного сообщества (населения):

- достойная заработная плата на новых рабочих местах.

- социальная ответственность бизнеса.

- получение гарантий соблюдения экологических требований.

- реализация взаимодействующих интеграционных процессов иностранных работников и менеджеров в культурный срез Нижегородской области.

Интересы предприятий-сборщиков автотранспортных средств и предприятий - поставщиков компонентов:

- увеличение прибыли;

- увеличение стоимости бизнеса;

- снижение себестоимости продукции;

- повышение производительности труда;

- удешевление финансовых ресурсов;

- оптимизация логистики;

- локализация поставок (Just-in-Time);

- доступ к новостям и информации об отрасли внутри кластера;

- доступ к технологиям внутри кластера;

- создание инновационной среды внутри кластера;

- получение информации об оценке деятельности компании, Benchmarking;

- приток квалифицированных кадров;

- участие в тренингах, симпозиумах, собраниях специалистов, взаимообучение;

- работа с квалифицированными поставщиками;

- внедрение систем менеджмента качества на основе единого подхода;

- отслеживание показателей качества во всей отрасли;

- улучшение условий бизнеса (налоговые льготы; предоставление, обеспеченных всей инфраструктурой; простота и прозрачность процедур);

- наличие квалифицированной рабочей силы и перспективной демографической ситуации.

Интересы Правительства Нижегородской области

- создание конкурентоспособной экономики Нижегородской области;

- увеличение налоговых поступлений в бюджет.

- повышение социально экономической стабильности и независимости Нижегородской области;

- повышение уровня занятости в Нижегородской области;

- стимулирование перехода к инновационной экономике Нижегородской области;

- дифференциация промышленности Нижегородской области;

- стабильный, устойчивый рост объемов промышленного производства;

- создание базы для долгосрочного динамичного развития Нижегородской области;

- развитие новых технологий;

- повышение инвестиционной привлекательности Нижегородской области;

- улучшение структуры "экспорт-импорт";

- сохранение и, возможно, увеличение рабочих мест;

- развитие социально-экономической инфраструктуры в Нижегородской области;

- увеличение валового регионального продукта.


По мнению исследователей, интересы ключевых стейк-холдеров: Правительства Российской Федерации и Нижегородской области, инвесторов и руководства самой компании, глубоко противоречивы. В результате  автомобильный кластер оказался не достаточно ориентирован на долгосрочные цели, связанные со стратегией развития региона.

Дальнейшее изучение учеными возможностей формирования кластера автомобилестроения и автокомпонентов в рамках Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, показало, что формированию кластера препятствуют такие проблемы, как:

- отсутствие официально заявленной долгосрочной стратегии автомобильного лидера (Автозавод ГАЗ);

- отсутствие ясной долгосрочной политики производителей автотранспортных средств в отношении поставщиков автомобильных компонентов (гарантии, заказы, объемы);

- разобщенность автобизнесов, расположенных в Нижегородской области;

- ориентация не на проектирование новых моделей автомобилей и технологий, а на "отверточную сборку", работу по лицензии;

- низкий уровень качества и производительности, слабый менеджмент как у сборщиков, так и у поставщиков автомобильных компонентов;

- отсутствие концентрации поставщиков на ограниченном пространстве;

- транспортные проблемы (плохие внутригородские и объездные пути, проблема моста через р.Волгу, низкая согласованность разных транспортных услуг).

Активизация работы Правительства Нижегородской области по созданию промышленных и научно-производственных кластеров пришлась на 2011 год. Так, в октябре 2011 года Правительство Нижегородской области, "Группа ГАЗ" и ее основной акционер - корпорация "Русские машины" заключили соглашение о комплексном развитии автомобильного кластера на территории Нижегородской области. Тогда же было подписано соглашение с ПАО "СИБУР Холдинг" о создании нефтехимического промышленного кластера в Дзержинске.

Предполагалось, что в состав кластера войдут более 70 промышленных предприятий, 16 высших и профессиональных учебных заведений, 96 предприятий и организаций, вовлеченных в R&D, а так же кластер станет включать обширную сеть инженерно-технических, коммерческих и сервисных организаций, объектов транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры. Ключевыми компаниями кластера должны были стать ООО "Автомобильный завод "ГАЗ", ОАО "ГАЗ", ОАО "ПАЗ" и ООО "СИБУР-Кстово".

Необходимо отметить, что из-за противоречий в сфере интересов среди ключевых участников кластера, а также ряда других, в том числе, упомянутых выше факторов, в запланированном объеме кластер сформировать до конца не удалось.

Институционально Нижегородский индустриальный инновационный кластер в сфере автомобилестроения и нефтехимии был оформлен весной 2012 года. Сейчас в него входит более 70 промпредприятий, 16 высших и профессиональных учебных заведений, 6 предприятий и организаций, вовлеченных в R&D (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или НИОКР).

2.1. Научно-технологическое развитие по ключевым
направлениям деятельности


Основные сферы деятельности предприятий-участников Нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии - исследования, разработки, производство и продвижение продукции в области нефтехимии и автомобилестроения. Научно-технологическое развитие в кластере за период с 2013 по 2016 годов ведется в следующих направлениях:

- обеспечение соответствия грузовых автомобилей и автобусов перспективным требованиям по безопасности (в том числе по экологии);

- применение в автомобильном транспорте энергосберегающих технологий;

- применений в автомобильном транспорте современных полимерных композиционных материалов;