Автомобильный кластер в Нижегородской области фактически сложился еще в 30-х годах 20-го века на базе Горьковского автомобильного завода и его поставщиков. Формирование и развитие нижегородского (горьковского) территориально-производственного автомобилестроительного комплекса активно велось до распада СССР. В Нижегородской области в дополнение к Горьковскому автомобильному заводу было построено еще несколько автомобильных предприятий - Павловский автобусный завод, Семеновский автобусный завод, Заволжский завод гусеничных тягачей, Арзамасский машиностроительный завод, Горьковский завод спецавтомобилей. Кроме того, открылись десятки предприятий, выпускающих комплектующие узлы, детали и изделия для автомобильной промышленности, в том числе, такие крупные заводы, как Заволжский моторный, Борский стекольный, Лысковский электротехнический, Павловский инструментальный.
В период современной Российской Федерации развитие нижегородского автомобильного кластера продолжалось. В Нижегородскую область пришли зарубежные автокомпонентные предприятия, открылись несколько заводов, специализирующихся на выпуске фургонов и прицепов, специальных автомобилей разного назначения.
Лидерство Нижегородской области в области автомобилестроения и автокомпонентов стало одной из основных задач Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127. Решение данной задачи предполагало формирование соответствующего кластера во главе с промышленной компанией "Группа ГАЗ".
В соответствии с вышеуказанной стратегией Нижегородская область, являясь лидером в автомобилестроении, должна занимать не менее 25 % на российском рынке. Несколько ведущих международных автопроизводителей размещают на территории области свои сборочные производства, а за ними следуют десятки производителей автокомпонентов. В результате реструктуризации российские предприятия преобразованы в сборочные производства преимущественно коммерческого транспорта, а также модернизированные производства автокомпонент, которые они с успехом поставляют как локальным потребителям, так и на экспорт.
В работе "Стратегические аспекты кластеризации региональной экономики: взаимоотношения бизнеса и власти", ее авторы Царьков А.С. и Погорелова С.А. провели анализ интересов стейк-холдеров ключевого участника нижегородского автомобильного кластера - компаний группы "ГАЗ".
Таблица 12. Поле интересов ключевых стейк-холдеров компаний группы "ГАЗ".
Интересы Правительства Российской Федерации: - развитие экономики регионов без участия сырьевой стороны; - диверсификация развития экономики, уменьшение зависимости от изменчивости конъюнктуры на сырье и энергоносители; - сокращение уровня социально-экономических различий между регионами; - создание успешных региональных центров инновационного развития экономики; - увеличение налоговых поступлений в федеральный бюджет. | Интересы инвесторов: - выгодность инвестиций; - защита рисков. - достойная заработная плата на новых рабочих местах. - социальная ответственность бизнеса. - получение гарантий соблюдения экологических требований. - реализация взаимодействующих интеграционных процессов иностранных работников и менеджеров в культурный срез Нижегородской области. |
Интересы предприятий-сборщиков автотранспортных средств и предприятий - поставщиков компонентов: - увеличение прибыли; - увеличение стоимости бизнеса; - снижение себестоимости продукции; - повышение производительности труда; - удешевление финансовых ресурсов; - оптимизация логистики; - локализация поставок (Just-in-Time); - доступ к новостям и информации об отрасли внутри кластера; - доступ к технологиям внутри кластера; - создание инновационной среды внутри кластера; - получение информации об оценке деятельности компании, Benchmarking; - приток квалифицированных кадров; - участие в тренингах, симпозиумах, собраниях специалистов, взаимообучение; - работа с квалифицированными поставщиками; - внедрение систем менеджмента качества на основе единого подхода; - отслеживание показателей качества во всей отрасли; - улучшение условий бизнеса (налоговые льготы; предоставление, обеспеченных всей инфраструктурой; простота и прозрачность процедур); - наличие квалифицированной рабочей силы и перспективной демографической ситуации. | Интересы Правительства Нижегородской области - создание конкурентоспособной экономики Нижегородской области; - увеличение налоговых поступлений в бюджет. - повышение социально экономической стабильности и независимости Нижегородской области; - повышение уровня занятости в Нижегородской области; - стимулирование перехода к инновационной экономике Нижегородской области; - дифференциация промышленности Нижегородской области; - стабильный, устойчивый рост объемов промышленного производства; - создание базы для долгосрочного динамичного развития Нижегородской области; - развитие новых технологий; - повышение инвестиционной привлекательности Нижегородской области; - улучшение структуры "экспорт-импорт"; - сохранение и, возможно, увеличение рабочих мест; - развитие социально-экономической инфраструктуры в Нижегородской области; - увеличение валового регионального продукта. |
По мнению исследователей, интересы ключевых стейк-холдеров: Правительства Российской Федерации и Нижегородской области, инвесторов и руководства самой компании, глубоко противоречивы. В результате автомобильный кластер оказался не достаточно ориентирован на долгосрочные цели, связанные со стратегией развития региона.
Дальнейшее изучение учеными возможностей формирования кластера автомобилестроения и автокомпонентов в рамках Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, показало, что формированию кластера препятствуют такие проблемы, как:
- отсутствие официально заявленной долгосрочной стратегии автомобильного лидера (Автозавод ГАЗ);
- отсутствие ясной долгосрочной политики производителей автотранспортных средств в отношении поставщиков автомобильных компонентов (гарантии, заказы, объемы);
- разобщенность автобизнесов, расположенных в Нижегородской области;
- ориентация не на проектирование новых моделей автомобилей и технологий, а на "отверточную сборку", работу по лицензии;
- низкий уровень качества и производительности, слабый менеджмент как у сборщиков, так и у поставщиков автомобильных компонентов;
- отсутствие концентрации поставщиков на ограниченном пространстве;
- транспортные проблемы (плохие внутригородские и объездные пути, проблема моста через р.Волгу, низкая согласованность разных транспортных услуг).
Активизация работы Правительства Нижегородской области по созданию промышленных и научно-производственных кластеров пришлась на 2011 год. Так, в октябре 2011 года Правительство Нижегородской области, "Группа ГАЗ" и ее основной акционер - корпорация "Русские машины" заключили соглашение о комплексном развитии автомобильного кластера на территории Нижегородской области. Тогда же было подписано соглашение с ПАО "СИБУР Холдинг" о создании нефтехимического промышленного кластера в Дзержинске.
Предполагалось, что в состав кластера войдут более 70 промышленных предприятий, 16 высших и профессиональных учебных заведений, 96 предприятий и организаций, вовлеченных в R&D, а так же кластер станет включать обширную сеть инженерно-технических, коммерческих и сервисных организаций, объектов транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры. Ключевыми компаниями кластера должны были стать ООО "Автомобильный завод "ГАЗ", ОАО "ГАЗ", ОАО "ПАЗ" и ООО "СИБУР-Кстово".
Необходимо отметить, что из-за противоречий в сфере интересов среди ключевых участников кластера, а также ряда других, в том числе, упомянутых выше факторов, в запланированном объеме кластер сформировать до конца не удалось.
Институционально Нижегородский индустриальный инновационный кластер в сфере автомобилестроения и нефтехимии был оформлен весной 2012 года. Сейчас в него входит более 70 промпредприятий, 16 высших и профессиональных учебных заведений, 6 предприятий и организаций, вовлеченных в R&D (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или НИОКР).
2.1. Научно-технологическое развитие по ключевым
направлениям деятельности
Основные сферы деятельности предприятий-участников Нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии - исследования, разработки, производство и продвижение продукции в области нефтехимии и автомобилестроения. Научно-технологическое развитие в кластере за период с 2013 по 2016 годов ведется в следующих направлениях:
- обеспечение соответствия грузовых автомобилей и автобусов перспективным требованиям по безопасности (в том числе по экологии);
- применение в автомобильном транспорте энергосберегающих технологий;
- применений в автомобильном транспорте современных полимерных композиционных материалов;