7.1. Обеспечение мероприятий Стратегии в государственных
программах Нижегородской области
Ключевым документом, регламентирующим реализацию механизмов настоящей стратегии, является государственная программа "Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 года № 290, которой предусмотрена подпрограмма 6 "Развитие Нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии" (далее - подпрограмма 6).
Целью реализации подпрограммы 6 является создание благоприятных условий для развития Нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии.
Задачами подпрограммы 6 являются:
- развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
- повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;
- формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;
- обеспечение открытости территориальной инновационной системы и экономики, а также интеграции территориальных инновационных компаний в мировые процессы создания и использования нововведений;
- создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, обеспечивающие это развитие образование и науку;
- повышение восприимчивости населения к инновациям, инновационным продуктам и технологиям;
- увеличение численности инновационных предпринимателей;
- пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности; адаптация системы образования с целью формирования с детства у населения необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования;
- становление глобального инновационного центра, значимого в масштабах мирового рынка.
Основной целью Нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии является становление глобального инновационного центра, значимого в масштабах мирового рынка. Организационное взаимодействие участников кластера координируется специализированной компанией - автономной некоммерческой организацией "Агентство по развитию кластерной политики и предпринимательства Нижегородской области", которая оказывает методическое, организационное сопровождение его функционирования, организует консультационные, образовательные, выставочно-ярмарочные, коммуникационные и прочие мероприятия, помогает с выходом на рынок.
Подпрограмма 6 координирует усилия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов инновационной деятельности для создания необходимых условий для развития территориального кластера с устойчивой, конкурентоспособной экономикой, развитой инфраструктурой, безопасной средой проживания, обеспечивающей высокое качество жизни населения и его социальных потребностей.
Важно отметить, что действующие механизмы государственной поддержки в Нижегородской области содействуют включению проектов кластера в региональные, федеральные и международные программы, развитию инструментов государственно-частного партнерства, использованию федеральной системы поддержки экспорта для продвижения продуктов проектов кластера на международные рынки и включению проектов в международные цепочки создания ценности.
Вышеуказанными механизмами служат:
- особый режим налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах (Особо экономическая зона, территории опережающего социально - экономического развития). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2017 года № 481 создана территория опережающего социально - экономического развития "Саров" на территории закрытого административно - территориального образования город Саров Нижегородской области;
- меры государственной поддержки Министерства экономического развития Российской Федерации, направленные на поддержку кластерных инициатив и малого и среднего бизнеса;
- льготное кредитование и заемное финансирование, в том числе предоставляемое государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности", АО "Российский экспортно-импортного банк", ФГАУ "Российский фонд технологического развития", АО "Корпорация МСП";
- гарантирование займов АО "Корпорация МСП", АО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций");
- прямые инвестиции (АО "Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций", АО "РОСНАНО", программы Национальной технологической инициативы и РОСНАНО).
- меры поддержки со стороны Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (поддержка промкластеров, субсидирование НИОКР, субсидирование процентных ставок и другие);
- меры, предусмотренные программами поддержки территорий опережающего социально - экономического развития;
- меры, предусмотренные "дорожными картами" Национальной технологической инициативы;
- поддержка стартапов (Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд "Сколково"), ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (Фонд содействия инновациям));
- меры поддержки внешнеэкономической деятельности, предоставляемые АО "Российский экспортный центр", торговыми представительствами, межправительственными комиссиями, Фондами БРИКС, ШОС, АТЭС, ЕЭК;
- меры поддержки для технопарков и промпарков;
- меры поддержки участникам кластеров;