Действующий

Об утверждении Стратегии развития Нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии и о внесении изменения в распоряжение Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2016 года № 2169-р

     


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к распоряжению Правительства
Нижегородской области
от 2 февраля 2018 года № 97-р

"УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 29 декабря 2016 года № 2169-р
(в редакции распоряжения
Правительства Нижегородской области
от 2 февраля 2018 года № 97-р)



Стратегия
развития кластера легкой промышленности
Нижегородской области

Цель Стратегии и основные подходы к ее разработке

Легкая промышленность Нижегородской области является социально важным сектором народного хозяйства региона, несмотря на незначительную долю в его общем объеме - менее 1% в валовом региональном продукте. Данная отрасль содействует снижению социальной напряженности, обеспечивая занятость населения, в первую очередь, среди женщин в небольших городах и городах с моно-экономикой, способствует развитию малого и микро-бизнеса.

При этом, как показывает успешный опыт ряда зарубежных стран, легкая промышленность (особенно в Fashion-cегменте) может демонстрировать высокий уровень маржинальной доходности и являться источником развития целых регионов.

Вместе с тем, в настоящее время легкая промышленность, как в Нижегородской области, так и в Российской Федерации в целом, находится в сложном положении. Рынок во многих сегментах захвачен продукцией зарубежных производителей, которые выигрывают конкурентную борьбу за счет сильных брендов (западные компании), масштабного современного производства (Китай) или дешевой рабочей силы (Бангладеш, Мьянма и т.п.).

Региональная легкая промышленность фактически потеряла целый ряд предприятий, традиционно составлявших основу швейной и кожевенной отрасли, производственные мощности во многом устарели морально и физически, ощущается острая нехватка управленческих кадров, способных вести бизнес в условиях жесткой конкуренции, а также производственного персонала. Низкая текущая конкурентоспособность нижегородской легкой промышленности требует радикального изменения ситуации с учетом прогнозируемых трендов развития отрасли, имеющегося регионального инновационного и научно-технологического потенциала в таких сферах, как IT-технологии, "науки о жизни", химия и нефтехимия, материаловедение и т.д.

Основная цель Стратегии развития кластера легкой промышленности Нижегородской области (далее - Стратегия) - создание условий для эффективного развития легкой промышленности Нижегородской области на высокотехнологичной инновационной основе, обеспечивающей ее конкурентоспособность на региональном и международном уровне, консолидация в данном направлении усилий всех заинтересованных сторон - бизнеса, власти, инфраструктурных и научно-образовательных организаций.

Стратегия проведена с учетом целей и приоритетов, отраженных в следующих источниках:

- проект "Концепция развития легкой промышленности Российской Федерации до 2025 года";

- предложения в дорожную карту "FashionNet", разработка которой ведется при участии Агентства стратегических исследований Российской Федерации.

При разработке Стратегии были использованы материалы форсайт-сессии кластера легкой промышленности Нижегородской области, которая прошла 25 апреля 2017 года в Технопарке "Анкудиновка".

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ

1.1. Видение будущего


Кластер легкой промышленности Нижегородской области входит в состав сформировавшегося в Нижегородской области мега-кластера "Интеграция. Технологическая индустрия 4.0", являющегося "локомотивом" роста региональной экономики. На международном и национальном уровнях конкуренция ведется не за счет дешевизны ресурсов и рабочей силы, а благодаря использованию современных информационно-технологических решений и креативных подходов.

Основу продуктового портфеля участников кластера составляет инновационная продукция с высокой добавленной стоимостью: "умная" специализированная и форменная одежда, брендированная одежда и обувь, кастомизированные аксессуары, предметы интерьера, товары красоты, сувениры. Производство ведется на роботизированных контрактных фабриках и в ателье, оснащенных оборудованием, позволяющим добиться индивидуальности каждого выпускаемого изделия. Сбыт продукции осуществляется по всему миру с использованием международных и национальных информационно-коммуникационных сетей, как в сегменте "BtoC", так и в сегменте "B to В".

Производительность труда на предприятиях кластера выше, чем в среднем по Нижегородской области и отрасли, что обеспечивает высокую оплату труда.

Лидерами кластера являются малые предприятия-"газели", которые демонстрируют темпы экономического роста, значительно опережающие среднеотраслевые. Идет модернизация производства на принципах "Технологической Индустрии 4.0". При разработке новой продукции активно применяются методы математического моделирования и суперкомпьютерные технологии, существенно уменьшающие ресурсные затраты.

Формируются внутрикластерные отраслевые цифровые сети, предприятия кластера создают общие информационно-аналитические ресурсы, идет конструктивный обмен знаниями, информацией, технологиями, лучшими практиками в области менеджмента в рамках программ кластерного бенчмаркинга.

Также в рамках расширения кластерной кооперации растет число совместных проектов, активно практикуется приобретение организациями - участниками кластера патентов, лицензий, ноу-хау друг у друга.

Благодаря высокой инновационной и деловой активности, значительно выросло число торговых марок и промышленных образцов, способных к правовой охране.

Укрупнение масштаба отраслевых проектов, использование новых финансовых инструментов способствует увеличению объема привлекаемых в кластер инвестиций, как государственных, так и частных (включая средства зарубежных инвесторов).

Важная роль в развитии кластера уделяется современным методам анализа и прогнозирования. Регулярно проводятся отраслевые форсайты с приглашением ведущих зарубежных и отечественных экспертов. Специалисты  управляющей компании принимают активное участие в разработке национальных и региональных  отраслевых программ.

Сформирована полноценная линейка выставочно-ярмарочных, коммуникативных и образовательных мероприятий, обеспечивающих полноценное международное и межрегиональное сотрудничество, продвижение зонтичного бренда кластера легкой промышленности "Matryoshka Industry" и Нижегородской области в целом.

В рамках кластера сформировалась активная творческая среда, привлекательная для креативной молодежи. Проводятся массовые творческие мероприятия, которые способствуют повышению интереса, как к самому кластеру, так и Нижегородской области в целом, в Российской Федерации и за рубежом.

1.2. Стратегические цели развития кластера


Стратегическими целями (до 2025 года) развития кластера являются:

- вхождение в состав мега-кластера "Интеграция. Технологическая индустрия 4.0";

- количество участников кластера - не менее 100, в том числе не менее 60% инновационных предприятий, вышедших из числа стартапов;

- увеличение объема (в денежном выражении) отгрузки отраслевой продукции и услуг не менее чем в 2,1 раза к существующем уровню;