Бюджетный прогноз Нижегородской области
на долгосрочный период (2017-2028 годы)
I. Условия формирования бюджетного прогноза и основные
итоги реализации бюджетной, налоговой и долговой политики
Нижегородской области в 2016 году
Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2016 году была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.
Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2016 году получены в объеме 164,9 млрд. рублей и увеличились за 2014 - 2016 годы на 25,6 млрд.рублей или на 18,4%.
Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2016 году исполнены в объеме 168,8 млрд.рублей и увеличились за 2014 - 2016 годы на 18,8 млрд.рублей или на 12,5%.
Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 65% в общем объеме расходов.
Правительством Нижегородской области обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, по социальному обеспечению льготных категорий граждан, по выплате ежемесячных денежных выплат в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3-х лет.
С привлечением средств федерального бюджета осуществлено строительство новых детских дошкольных учреждений и реконструкция старых, начата программа строительства новых школ в целях ликвидации второй смены, осуществлялась реализация мероприятий по развитию здравоохранения, сельского хозяйства, малого предпринимательства, по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года.
Продолжена реализация программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Осуществлена поддержка реального сектора экономики посредством субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные и инновационные проекты, предприятий сельского хозяйства, малого предпринимательства и других отраслей, а также посредством предоставления налоговых льгот и государственных гарантий Нижегородской области.
Реализуется эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных кредитов из управления Федерального казначейства по Нижегородской области, а также бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Обеспечено выполнение условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации, заключенных при получении бюджетных кредитов из федерального бюджета, по достижению необходимого уровня долговой нагрузки на бюджет, в том числе по рыночным долговым обязательствам.
Главным условием формирования бюджетного прогноза на долгосрочный период являются поставленные на федеральном уровне задачи бюджетной консолидации, а также снижения долговой нагрузки на региональный бюджет, что требует обеспечения стабильного роста собственных доходов, взвешенного подхода к расходованию бюджетных средств и установлению жестких бюджетных ограничений.
Также важнейшим условием организации бюджетного процесса в современных условиях является обеспечение открытости и доступности информации о бюджете, а также повышение заинтересованности граждан в обсуждении целей и результатов использования бюджетных средств.
II. Основные подходы к формированию бюджетной, налоговой
и долговой политики на долгосрочный период
Бюджетная политика Правительства Нижегородской области сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определяемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127.
Основными направлениями бюджетной политики будут являться:
- обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости консолидированного и областного бюджетов Нижегородской области, в том числе за счет сдерживания роста расходов, а также реализации мер, направленных на ограничение уровня государственного долга;
- повышение эффективности и оптимизация бюджетных расходов за счет концентрации финансовых ресурсов на реализации приоритетных направлений государственной политики, повышения эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Нижегородской области, предоставления мер социальной поддержки населению области исходя из применения критериев нуждаемости, повышения результативности предоставления субсидий юридическим лицам;
- повышение качества оказываемых государственных услуг, в том числе за счет установления государственных заданий на оказание государственных услуг в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями услуг, повышения ответственности государственных учреждений за невыполнение государственного задания, вовлечения организаций, не являющихся государственными учреждениями, в процесс оказания государственных услуг;
- повышение эффективности государственного управления, в том числе за счет повышения эффективности и результативности реализуемых в Нижегородской области государственных программ, повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и государственных учреждениях, повышения эффективности и качества осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий, а также создание стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами.
- развитие и совершенствование системы финансового контроля, в том числе в сфере закупок;
- обеспечение открытости и прозрачности управления государственными финансами.
Налоговая политика Правительства Нижегородской области будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, что будет достигаться за счет:
- увеличения налогового потенциала Нижегородской области за счет налогового стимулирования деловой активности в регионе, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов;
- государственной поддержки приоритетных отраслей экономики и организаций малого и среднего бизнеса;
- взаимовыгодного сотрудничества с организациями, формирующими налоговый потенциал региона, в том числе в рамках заключенных соглашений между Правительством Нижегородской области и крупнейшими предприятиями области;