Отменен в части

Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры города Нижнего Новгорода» на 2018-2020 годы (с изменениями на 22 апреля 2019 года)

     
2. Текстовая часть Программы


2.1. Характеристика текущего состояния

Город Нижний Новгород является одним из крупнейший культурных центров России.

Театры, концертные залы, библиотеки, кинотеатры, учреждения дополнительного образования, музеи, выставки, цифровой планетарий являются объектами, которые обеспечивают жителей и гостей Нижнего Новгорода услугами в сфере культуры.

Нижнему Новгороду благодаря развитой структуре учреждений культуры и дополнительного образования, одному из немногих сопоставимых городов-миллионников удалось сохранить большую часть культурного наследия, традиций и т.д.

Доступность культурных благ для населения обеспечивается, прежде всего, сетью городских муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры. Эта сеть по состоянию на 01.01.2017 состоит из 55 муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования детей и 1 муниципального предприятия, в том числе 23 учреждения дополнительного образования, 7 музеев, 4 театра, 4 досуговых центра, 3 творческих коллектива, 3 городских библиотеки и 8 централизованных библиотечных систем, оздоровительный лагерь «Чайка», «Нижегородский планетарий»,  МАУК «Рождественская сторона», муниципальное предприятие «Автозаводский парк».

Учреждения осуществляют свою деятельность более, чем в 160 объектах.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р «О социальных нормативах и нормах», в которое в июле 2017 года были внесены существенные изменения, город Нижний Новгород в целом имеет высокий уровень  обеспеченности учреждениями культуры и дополнительного образования в сфере искусств. Однако при высоком уровне обеспеченности, распределение учреждений разного типа по районам носит неравномерный характер, что исключает возможность населения из разных жилых районов пользоваться услугами учреждений культуры в равной степени.

Размещение муниципальных учреждений культуры по районам

Район

Библиотеки

Детские художественные,  музыкальные школы, школы искусств

Учреждения клубного типа

Музеи

Театры и концертные организации

Прочие учреждения

Итого:

Автозаводский

12 (1 юр.лицо)

4

1

17

Канавинский

11 (2 юр.лица)

3

1

2

1

18

Ленинский

13 (1 юр.лицо)

4

1

18

Московский

11 (1 юр.лицо)

3

1

15

Нижегородский

13 (2 юр.лица)

4

1

4

3

2

27

Приокский

12 (1 юр.лицо)

1

1

14

Советский

10 (1 юр.лицо)

2

1

13

Сормовский

12 (2 юр.лица)

2

1

1

16


Положительным моментом можно считать то, что в 2016, 2017 году удалось сохранить имеющуюся сеть учреждений. В 2016 году в рамках проводимой оптимизации база сети учреждений в целом сохранена, качество предоставления услуг не уменьшилось, но, тем не менее, произошло уменьшение количества юридических лиц (объединены ряд учреждений культурно-досугового типа).

Количество объектов учреждений культуры, требующих капитального ремонта имеет тенденцию роста, в связи с ежегодной нехваткой ассигнований на эти цели.

Важным событием 2017 года стало осуществление реконструкции здания МБУК «Детский театр «Вера» и проведение противоаварийных ремонтных работ двух филиалов МБУК «Государственный музей А.М.Горького» (музей детства «Домик Каширина» и Музей-квартира А.М.Горького).

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26 января 2017 г. № 95-р внесены изменения в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 июля 1996 г. № 1063-р.

Таким образом, изменены нормативы обеспеченности ряда учреждений культуры.

В частности, изменились нормативы обеспеченности библиотеками, парками культуры и отдыха, учреждениями культурно-досугового (клубного) типа.

Обеспеченность горожан библиотеками в 2016 году составляла 83,2%. По новому нормативу, вступившему в силу с января 2017 года, обеспеченность библиотеками в 2017 году составляет 143%.  

Обеспеченность жителей города парками культуры и отдыха до 2017 года превышала норматив потребности, составляя 107,7%. Применяя новые нормативы (1 парк на 30,0 тыс. жителей) обеспеченность парками  с 2017 года  составляет 33% от нормативной потребности.

Одним из самых проблемных мест для города являлась обеспеченность жителей учреждениями клубного типа, которые в свое время активно поддерживались отраслевыми предприятиями и ведомствами, а в настоящее время многие закрыты и перепрофилированы. Обеспеченность населения города клубами и учреждениями клубного типа до 2017 года рассчитывалась исходя из норматива обеспеченности 15 зрительских мест на 1 тыс. жителей и была на уровне 16,3% от нормативной потребности.

Применяя существующий норматив 1 учреждение на 200,0 тыс. жителей минимальная обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа должна составлять 6 учреждений. Фактическое количество действующих в городе муниципальных учреждений клубного типа - 4 (включая ведомственные - 8).

Нижний Новгород приближается к нормативу по обеспеченности школами эстетического образования. (12% охвата учащихся 1-8 классов). Тем не менее, нехватка этих учреждений наблюдается в новых микрорайонах Нижнего Новгорода, т.к. несмотря на недостаток площадей и слабые материальные возможности, услуги по эстетическому образованию и прикладному творчеству в Нижнем Новгороде остаются чрезвычайно востребованными. Сюда же можно отнести и востребованность в учреждениях клубного типа.

Департаментом культуры совместно с администрациями районов города была проведена работа по анализу размещения объектов культуры в районах, состояния каждого объекта, потребностей в новых учреждениях, исходя из размещения новых жилых комплексов, густонаселенных районов. В целом, в Нижнем Новгороде было бы неплохо осуществить строительство порядка 10 новых объектов культуры и дополнительного образования (или предоставление новых помещений) под размещение объектов культуры в Автозаводском, Канавинском, Московском, Приокском, Советском, Сормовском районах города.

Однако, учитывая крайнюю ограниченность бюджетных средств и то, что с каждым годом ухудшается физическое состояние уже существующих объектов культуры и дополнительного образования, необходимо в первую очередь расставить приоритеты и направить средства на проведение капитальных ремонтов и реконструкции уже существующих объектов, которые, ко всему прочему, не будут подлежать миграции и переводу в другие помещения при предоставлении такой возможности.

Развитие материально-технической базы учреждений культуры города, к сожалению, также на сегодняшний день отстает от запросов жителей. Из общего количества помещений типовых, отвечающих профилю учреждения - 29 объектов. Остальные учреждения и их филиалы располагаются в 134 приспособленных помещениях.

Сохраняется высоким (более 70%) износ основных фондов учреждений, что указывает на необходимость их модернизации и реконструкции или закупки современного оборудования и инструментов.

По состоянию на 01 января 2017 года требуют капитального ремонта около 37 учреждений. Полной реконструкции требуют объекты МАУК «Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щелоковский хутор», переданные из области в аварийном состоянии.                      

Не имеют собственного помещения МБУК «Нижегородский камерный театр оперы и музыкальной комедии им. В. Степанова», МБУК «Камерный хор «Нижний Новгород».