Муниципальная программа
«Развитие форм общественного самоуправления, социальной активности населения,
межнационального и межконфессионального взаимодействия в городе Нижнем Новгороде» на 2018 - 2020 годы
(далее - Программа)
1. Паспорт Программы
(изложен в новой редакции постановления администрации города Н.Н. от 04.04.2019 № 1015 - см. предыдущую редакцию)
Ответственный исполнитель Программы | Департамент социальных проектов и коммуникаций администрации города Нижнего Новгорода | ||||
Соисполнители Программы | Управление делами администрации города Нижнего Новгорода Администрации районов города Нижнего Новгорода | ||||
Подпрограммы Программы | Подпрограмма 1 «Муниципальная поддержка развития территориального общественного самоуправления» Подпрограмма 2 «Поддержка общественных некоммерческих организаций и взаимодействие с конфессиями и национально-культурными сообществами» | ||||
Цель Программы | Муниципальная поддержка форм и направлений общественного самоуправления и социальной активности населения | ||||
Задачи Программы | Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций в реализации социальных и общественно значимых проектов | ||||
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется в один этап, 2018 - 2020 годы | ||||
Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода | Ответственный исполнитель (соисполнители) | (руб.), годы | |||
2018 | 2019 | 2020 | Всего | ||
Департамент социальных проектов и коммуникаций (управление делами) | 7 695 529,70 | 3 832 200,00 | 3 916 500,00 | 15 444 229,70 | |
Всего: | 7 695 529,70 | 3 832 200,00 | 3 916 500,00 | 15 444 229,70 | |
Целевые индикаторы Программы | Активные жители города, вовлеченные в деятельность территориального общественного самоуправления, от общего числа жителей города Нижнего Новгород - 3%. | ||||
Доля некоммерческих организаций, национальных и религиозных объединений города Нижнего Новгорода, вовлеченных в участие в городских конкурсах и проектах - 15 %. | |||||
Количество Советов ТОС, подавших заявки на участие в конкурсах и социально-значимых проектах - 50 ед. | |||||
Количество некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку на реализацию социально значимых проектов - 22 ед. |
2. Текстовая часть Программы
2.1. Характеристика текущего состояния.
Общественное самоуправление - это проявление общественной активности граждан, формы коллективного объединения людей, посредством которых они добровольно и безвозмездно участвуют в решении конкретных дел местных сообществ. Оно представляет собой систему управления общественными делами, построенную на основе самоорганизации, самодеятельности и саморегулирования.
Среди причин и мотивов создания различных структур общественного самоуправления граждан выделяется открывающаяся для людей возможность реализовать свой опыт, имеющийся социальный потенциал и энергию.
Взаимодействие органов местного самоуправления и местного сообщества подразумевает, что они партнеры в достижении общей цели - повышение уровня и качества жизни населения. Кроме того, комплексное социально-экономическое развитие городского хозяйства и его управления основывается на привлечении ресурсов населения к управлению городом в самых различных формах. Конечная цель этого процесса - создание эффективной административной структуры (модели), позволяющей оперативно реагировать на проблемы жизнедеятельности населения и муниципального образования в целом. Система самоуправления должна обеспечивать возможность построения эффективных систем информационного, правового, хозяйственного сотрудничества органов управления городом и экономических субъектов. Весомым звеном в становлении системы местного самоуправления должно стать местное сообщество.
Темпы развития современного российского общества непосредственно зависят от степени и активности участия граждан в процессе управления городом через инструменты самоорганизации и самоуправления, от их способности к самореализации и консолидации во имя достижения общественно полезных целей.
В системе общественного самоуправления особое место занимает территориальное общественное самоуправление. Оно рассматривается сегодня как самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города Нижнего Новгорода для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
Создание ТОС становится всё более актуальным в свете обострения множества проблем, с которыми сталкивается население по месту своего жительства. Существо этих проблем, как правило, и определяет основные направления деятельности ТОС.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в Нижнем Новгороде определяется города, в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Некоммерческие общественные организации граждан, созданные и зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством, составляют институциональную основу гражданского общества. Некоммерческие организации объединяют самую активную и образованную часть местного населения и способны не только профессионально участвовать в решении проблем российских городов и оказывать качественные социальные услуги населению, но и служат выразителем законных интересов граждан. Они также организуют людей для самостоятельного решения различных проблем, обеспечивают обратную связь с органами власти.
Некоммерческие организации города Нижнего Новгорода играют весьма заметную роль в социально-экономическом развитии города, способствуя повышению качества жизни населения на местном уровне во всех его составляющих: нравственном, культурном, социальном, а также экологическом. Уже не первый год эти организации решают жизненно важные проблемы горожан - создание рабочих мест, оказание реальных социально-бытовых и жилищно-коммунальных услуг, благоустройство микрорайонов, организация работы с детьми и престарелыми, организация досуга населения, социальная защита нуждающихся.
Национально-культурные организации способствуют установлению межнационального согласия на территории города, религиозные организации нацелены на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, экологические организации ведут работы по охране окружающей среды Нижнего и т.д. Именно поэтому особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для конструктивного сотрудничества всех некоммерческих организаций между собой, а также со всеми видами и ветвями публичной власти.
Самодеятельность и инициативы населения, направленные на решение жизненно важных для развития города Нижнего Новгорода задач, нуждаются в организационной и финансовой поддержке со стороны властей. На сегодняшнем этапе целесообразно поддерживать идеи, которые, с одной стороны, обеспечивают насущные потребности населения, а с другой стороны, могут быть увязаны со среднесрочными программами и планами деятельности органов местного самоуправления.
Средства городского бюджета, выделяемые на реализацию данной программы, должны использоваться как стимулирующий фактор. С помощью бюджетной поддержки предполагается привлечение и эффективное использование ресурсов и потенциала общественности в решении городских проблем. В этой деятельности следовало бы стремиться к решению задачи по организации и функционированию муниципальной инфраструктуры по поддержке гражданских, общественных инициатив.
2.2. Цели и задачи Программы.
Цель Программы:
Муниципальная поддержка форм и направлений общественного самоуправления и социальной активности населения.
Задачи Программы:
Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления;
Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций в реализации социальных и общественно значимых проектов.
2.3. Сроки и этапы реализации Программы.
Программа реализуется в один этап. Программа рассчитана на три года (2018 - 2020 годы).
2.4. Основные мероприятия Программы.
Таблица 1