Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства
Нижегородской области от 29 марта 2019 г. № 167
"Об утверждении государственной программы
"Противодействие коррупции в Нижегородской области"
1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы "Предупреждение (профилактика) коррупции на территории Нижегородской области".
2. В пункте 1 слова "Противодействие коррупции в Нижегородской области" заменить словами "Предупреждение (профилактика) коррупции на территории Нижегородской области".
3. Государственную программу "Противодействие коррупции в Нижегородской области", утвержденную постановлением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 29 марта 2019 г. № 167
Государственная программа
"Предупреждение (профилактика) коррупции
на территории Нижегородской области"
(далее - Программа)
1. Паспорт Программы
Государственный заказчик-координатор Программы | Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Нижегородской области (департамент региональной безопасности Нижегородской области) |
Соисполнители Программы | Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области; |
Подпрограммы Программы | Отсутствуют |
Цели Программы | Основная цель Программы - формирование в обществе, в том числе у государственных гражданских и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, работников учреждений и предприятий, органов и организаций, нетерпимого отношения к коррупции путем развития системы предупреждения коррупции на территории Нижегородской области |
Задачи Программы | - обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов; - совершенствование мер по предупреждению (профилактике) коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц; - повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания; - совершенствование мер по предупреждению коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц; - систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам предупреждения (профилактики) коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области предупреждения (профилактики) коррупции; - повышение прозрачности деятельности органов государственной власти и иных государственных органов Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, укрепление их связей с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности, а также совершенствование их деятельности в целях противодействия коррупции |
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется в один этап в 2019-2022 годах |
Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам) | Всего на Программу за счет средств областного бюджета предусмотрено 10 225,1 тыс. руб., в том числе по годам: 2019 год - 1000,5 тыс. руб.; 2020 год - 7223,6 тыс. руб.; 2021 год - 1000,5 тыс. руб.; 2022 год - 1000,5 тыс. руб. |
Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов | Индикаторы достижения цели: - сокращение числа коррупционных правонарушений, влекущих уголовную, административную и иную ответственность за несоблюдение требований антикоррупционного законодательства к 2019 году составит 10% от числа коррупционных правонарушений по сравнению с предыдущим годом; - сокращение числа нормативных правовых актов Нижегородской области и (или) их проектов, содержащих коррупциогенные факторы, к 2019 году составит 10% от числа нормативных правовых актов по сравнению с предыдущим годом; - доля органов исполнительной власти Нижегородской области, осуществивших проведение лицами, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, занятий по обучению государственных гражданских служащих Нижегородской области требованиям антикоррупционного законодательства, к 2022 году составит 100% от доли органов исполнительной власти Нижегородской области по сравнению с предыдущим годом; - доля муниципальных образований Нижегородской области, осуществивших проведение лицами, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, занятий по обучению муниципальных служащих муниципальных образований Нижегородской области требованиям антикоррупционного законодательства, к 2022 году составит 100% от доли муниципальных образований Нижегородской области по сравнению с предыдущим годом; - уровень положительного отношения граждан Нижегородской области к работе органов власти (всех уровней) по противодействию коррупции (по результатам социологических исследований) - 47% по итогам реализации Программы на 2022 год; - оценка представителями бизнес-сообщества регионального законодательства по противодействию коррупции как эффективного (по результатам социологических исследований) - 35% по итогам реализации Программы на 2022 год; - доля образовательных организаций общего и профессионального образования, дополнительного образования Нижегородской области, внедривших элементы антикоррупционного просвещения обучающихся, к 2022 году составит 100% от доли образовательных организаций Нижегородской области по сравнению с предыдущим годом; - доля проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области, в которых выявлены коррупциогенные факторы по результатам антикоррупционной экспертизы, к 2022 году составит 0,8% от общего количества проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области; - доля жалоб, поданных в Федеральную антимонопольную службу и признанных обоснованными в части ограничения заказчиком количества участников, в общем объеме объявленных закупок, проведенных централизованно, к 2022 году снижение составит 1,5% по сравнению с предыдущим годом. Показатели непосредственных результатов: - количество коррупционных проявлений к 2019 году составит 473 единицы; - оценка населением и предпринимательским сообществом деятельности органов власти Нижегородской области по противодействию коррупции как эффективной - 40% по итогам реализации Программы; - количество лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области, обученных требованиям по соблюдению антикоррупционного законодательства за счет средств сметы соответствующего органа исполнительной власти Нижегородской области, к 2022 году составит 5 единиц; - количество лиц, замещающих муниципальные должности муниципальных образований Нижегородской области, обученных требованиям по соблюдению антикоррупционного законодательства за счет средств сметы соответствующего муниципального образования Нижегородской области, к 2022 году составит 158 единиц; - количество государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Нижегородской области, обученных по образовательным программам в области противодействия коррупции, к 2022 году составит 150 единиц; - количество муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области (впервые поступивших на муниципальную службу для замещения должностей, включенных в перечни должностей, связанных с коррупционными рисками, а также служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции), обученных по образовательным программам в области противодействия коррупции за счет средств сметы соответствующего муниципального образования Нижегородской области, к 2022 году составит 443 единицы; - количество сотрудников (работников) государственных предприятий и учреждений Нижегородской области, подведомственных органам исполнительной власти Нижегородской области (руководители и работники, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции), обученных по образовательным программам в области противодействия коррупции за счет средств сметы соответствующего государственного предприятия и учреждения Нижегородской области, к 2022 году составит 216 единиц; - количество сотрудников (работников) муниципальных предприятий и учреждений муниципальных образований Нижегородской области (руководители и работники, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции), обученных по образовательным программам в области противодействия коррупции за счет средств сметы соответствующего муниципального предприятия и учреждения Нижегородской области, к 2022 году составит 1542 единиц; - количество мероприятий по антикоррупционному просвещению обучающихся в образовательных организациях общего и профессионального образования, дополнительного образования Нижегородской области к 2022 году составит 12900 единиц; - количество студентов, принявших участие в работе научно-практических конференций, семинаров, публичных лекций, круглых столов, в научных исследованиях антикоррупционной направленности к 2022 году составит 24300 единиц; - количество размещенной социальной рекламы антикоррупционной направленности в СМИ, в местах массового посещения граждан к 2022 году составит 6 единиц; - количество распространенных материалов (брошюр, памяток, буклетов, листовок) по повышению правовой грамотности населения в сфере противодействия коррупции к 2022 году составит 1800 единиц; - количество субъектов предпринимательской деятельности, представителям которых доведена информация о необходимости внедрения мер по предупреждению коррупции, к 2022 году составит 1500 единиц; - количество проведенных мероприятий с предпринимательским сообществом по вопросам устранения препятствий в ведении предпринимательской деятельности к 2022 году составит 8 единиц; - количество экспертных работ по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в рамках конкурса среди учащихся к 2022 году составит 50 единиц |
2. Текст Программы
2.1. Характеристика текущего состояния в сфере
предупреждения (профилактики) коррупции
Коррупция названа одной из основных угроз государственной и общественной безопасности, системной угрозой безопасности Российской Федерации. Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В настоящее время введено единообразие в установлении "антикоррупционных стандартов", предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и принятыми в его развитие Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Полномочия субъектов Российской Федерации, в основном, сводятся к мероприятиям по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактике коррупции).
В настоящее время на территории Нижегородской области:
- проживает 3 214 623 граждан;
- сформирована система органов государственной власти и иных государственных органов Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области;
- для осуществления публичных функций создана сеть из государственных предприятий и учреждений Нижегородской области в количестве 751 единицы и муниципальных предприятий и учреждений муниципальных образований Нижегородской области в количестве 4 069 единиц;
- бизнес ведут 161 096 субъектов предпринимательской деятельности, в том числе 68 054 коммерческие организации и 80 420 индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В то же время антикоррупционные стандарты предусмотрены и внедрены в деятельность, в основном, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, органов государственной власти и иных государственных органов Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, государственных и муниципальных организаций.
Практика реализации комплекса мер по противодействию коррупции на территории Нижегородской области свидетельствует, что противодействие коррупции не может сводиться только к борьбе с коррупцией. Необходимо развить систему правовых, экономических, образовательных, организационных и иных мер, направленных на предупреждение коррупции, устранение причин, ее порождающих. Работа должна осуществляться комплексно в рамках единой антикоррупционной политики с привлечением институтов гражданского общества.
Результаты социологических исследований оценки восприятия населением коррупции на территории Нижегородской области и эффективности мер противодействия коррупции показывают, что о средней распространенности коррупционных правонарушений в Нижегородской области заявляет около 35% опрошенных, а около 20% уверены, что они не распространены. При этом мнение по поводу эффективности работы органов власти (всех уровней) по противодействию коррупции разделилось: приблизительно одинаковое число жителей региона ставят положительные и отрицательные оценки органам власти (по 45%).