В соответствии с утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 № 127 Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года намечаются следующие задачи развития теплового хозяйства области:
- развитие теплоснабжения на базе теплофикации с использованием современных экономически и экологически эффективных когенерационных установок широкого диапазона мощности;
- сочетание централизованного и децентрализованного теплоснабжения с выделением соответствующих зон при модернизации и развитии систем децентрализованного теплоснабжения на основе высокоэффективных конденсационных газовых и угольных котлов, теплонасосных и других установок, а также автоматизированных индивидуальных теплогенераторов нового поколения для сжигания разных видов топлива;
- сокращение в регионе выработки электрической энергии по конденсационному циклу;
- рациональное сочетание системного и элементного резервирования;
- оснащение автоматикой и измерительными приборами систем теплоснабжения в рамках измерительных систем диспетчерского управления;
- реконструкция ТЭЦ, котельных, проведение теплогидравлической наладки режимов тепловых сетей;
- приведение котельных, тепловых сетей, абонентских вводов к требованиям технических норм.
Развитие теплового хозяйства (ТЭЦ, котельные и тепловые сети) муниципальных образований региона в период 2017-2021 годов основывается на:
- выполненных и (или) утвержденных схемах теплоснабжения поселений;
- областной и муниципальных адресных программах переселения граждан из аварийного жилищного фонда и выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан с учетом необходимости развития жилищного строительства;
- областной и муниципальных программах комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и программах по энергосбережению и повышению энергетической эффективности территориальных образований области;
- инвестиционных программ теплоснабжающих компаний;
- программах капитального ремонта и реконструкции действующих источников тепла и тепловых сетей;
- предложениях глав администраций муниципальных образований Нижегородской области.
В соответствии с имеющимися в распоряжении министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области данными в работе учтено 82 действующих и (или) разрабатываемых документов, а также порядка 69 предложений в части развития теплового хозяйства муниципальных образований Нижегородской области.
Подробный перечень предлагаемых и утвержденных мероприятий нового строительства и реконструкции источников тепла и тепловых сетей представлен в Приложении А.
Согласно утвержденным и предлагаемым мероприятиям развития теплового хозяйства области до 2022 года намечается новое строительство и реконструкция источников тепла суммарной установленной тепловой мощностью до 2,15 тыс. Гкал/ч, в том числе реконструкция - 72,5 Гкал/ч.
Общий объем вновь вводимой и реконструируемой тепловой мощности составляет всего 9,7 % от суммарной установленной тепловой мощности в 2012 году.
Объем нового строительства и реконструкции тепловых сетей на период до 2019 года суммарной протяженностью 340,5 км в двух трубном исчислении (8,1 % суммарной протяженности тепловых сетей в 2012 году) также не достаточен и позволяет заместить только 16,6 % тепловых сетей, нуждающейся в замене.
Малые объемы нового строительства и реконструкции теплового хозяйства региона обуславливаются, прежде всего, с недостаточностью финансирования.
Следует отметить, предлагаемые и (или) утвержденные мероприятия носят локальный характер и в основном связан с первоочередными задачами обеспечения тепловой энергией социально-значимых объектов (детские сады, школы, больницы, дома культуры и др.).
По развитию систем теплоснабжения существующего и нового жилого фонда на перспективу явно прослеживается идеология децентрализации. В большинстве программ развития жилья муниципальных образований предусматривается создание индивидуальных (в том числе поквартирных) источников тепла, что в свою очередь снижает потенциал области в развитии когенерации.
Систематизация решений развития теплового хозяйства и обоснование применения индивидуальных и централизованных систем теплоснабжения требует разработки схем теплоснабжения поселений с оценкой тарифных последствий, а также эффективности организации комбинированной выработки тепла и электроэнергии (когенерация) в электродефицитных районах или районах с низкой надежностью электроснабжения.
Кроме того, это позволит ранжировать мероприятия по их значимости и эффективности, повысить эффективность использования топлива в регионе и исключить необоснованные затраты в развитие энергоисточников и тепловых сетей.