Недействующий

Об утверждении схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Нижегородской области на 2017 - 2021 годы

10.  Прогноз основных направлений развития теплоэнергетики  Нижегородской области на 2017-2021 годы

В соответствии с утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 № 127 Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года намечаются следующие задачи развития теплового хозяйства области:

- развитие теплоснабжения на базе теплофикации с использованием современных экономически и экологически эффективных когенерационных установок широкого диапазона мощности;

- сочетание централизованного и децентрализованного теплоснабжения с выделением соответствующих зон при модернизации и развитии систем децентрализованного теплоснабжения на основе высокоэффективных конденсационных газовых и угольных котлов, теплонасосных и других установок, а также автоматизированных индивидуальных теплогенераторов нового поколения для сжигания разных видов топлива;

- сокращение в регионе выработки электрической энергии по конденсационному циклу;

- рациональное сочетание системного и элементного резервирования;

- оснащение автоматикой и измерительными приборами систем теплоснабжения в рамках измерительных систем диспетчерского управления;

- реконструкция ТЭЦ, котельных, проведение теплогидравлической наладки режимов тепловых сетей;

- приведение котельных, тепловых сетей, абонентских вводов к требованиям технических норм.

Развитие теплового хозяйства (ТЭЦ, котельные и тепловые сети) муниципальных образований региона в период 2017-2021 годов основывается на:

- выполненных и (или) утвержденных схемах теплоснабжения поселений;

- областной и муниципальных адресных программах переселения граждан из аварийного жилищного фонда и выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан с учетом необходимости развития жилищного строительства;

- областной и муниципальных программах комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и программах по энергосбережению и повышению энергетической эффективности территориальных образований области;

- инвестиционных программ теплоснабжающих компаний;

- программах капитального ремонта и реконструкции действующих источников тепла и тепловых сетей;

- предложениях глав администраций муниципальных образований Нижегородской области.

В соответствии с имеющимися в распоряжении министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области данными в работе учтено 82 действующих и (или) разрабатываемых документов, а также порядка 69 предложений в части развития теплового хозяйства муниципальных образований Нижегородской области.

Подробный перечень предлагаемых и утвержденных мероприятий нового строительства и реконструкции источников тепла и тепловых сетей представлен в Приложении А.

Согласно утвержденным и предлагаемым мероприятиям развития теплового хозяйства области до 2022 года намечается новое строительство и реконструкция источников тепла суммарной установленной тепловой мощностью до 2,15 тыс. Гкал/ч, в том числе реконструкция - 72,5 Гкал/ч.

Общий объем вновь вводимой и реконструируемой тепловой мощности составляет всего 9,7 % от суммарной установленной тепловой мощности в 2012 году.

Объем нового строительства и реконструкции тепловых сетей на период до 2019 года суммарной протяженностью 340,5 км в двух трубном исчислении (8,1 % суммарной протяженности тепловых сетей в 2012 году) также не достаточен и позволяет заместить только 16,6 % тепловых сетей, нуждающейся в замене.

Малые объемы нового строительства и реконструкции теплового хозяйства региона обуславливаются, прежде всего, с недостаточностью финансирования.

Следует отметить, предлагаемые и (или) утвержденные мероприятия носят локальный характер и в основном связан с первоочередными задачами обеспечения тепловой энергией социально-значимых объектов (детские сады, школы, больницы, дома культуры и др.).

По развитию систем теплоснабжения существующего и нового жилого фонда на перспективу явно прослеживается идеология децентрализации. В большинстве программ развития жилья муниципальных образований предусматривается создание индивидуальных (в том числе поквартирных) источников тепла, что в свою очередь снижает потенциал области в развитии когенерации.

Систематизация решений развития теплового хозяйства и обоснование применения индивидуальных и централизованных систем теплоснабжения требует разработки схем теплоснабжения поселений с оценкой тарифных последствий, а также эффективности организации комбинированной выработки тепла и электроэнергии (когенерация) в электродефицитных районах или районах с низкой надежностью электроснабжения.

Кроме того, это позволит ранжировать мероприятия по их значимости и эффективности, повысить эффективность использования топлива в регионе и исключить необоснованные затраты в развитие энергоисточников и тепловых сетей.