N п/п | Типы учреждений культуры | Количество учреждений, ед. | В том числе со статусом юридического лица, ед. |
1 | Общедоступные библиотеки | 91 | 11 |
2 | Музеи | 7 | 7 |
3 | Учреждения культурно-досугового типа (клубные учреждения) | 9 | 9 |
4 | Театры, концертные организации и творческие коллективы | 7 | 7 |
5 | Учреждения дополнительного образования в сфере культуры (ДМШ, ДШИ, ДХШ) | 23 | 23 |
6 | МБУК "ДООЛ "Чайка" | 1 | 1 |
7 | МП "Автозаводский парк" | 1 | 1 |
Итого: | 139 | 59 |
В целом по городу за последние годы благодаря поддержке федерального и областного бюджетов после длительной реставрации открыто главное здание Нижегородского Государственного историко-архитектурного музея-заповедника (усадьба Рукавишникова), построены новые здания планетария и цирка, восстановлена Зачатьевская башня Нижегородского кремля. Начиная с 2012 года администрацией города Нижнего Новгорода осуществляется поэтапное развитие на территории парка "Победа" Нижегородского городского музея техники и оборонной промышленности. На сегодняшний день его коллекция насчитывает 45 экспонатов.
В то же время при большом количестве музеев в исторической части города нет площадей для размещения богатейшей коллекции экспонатов Нижегородского краеведческого музея. Недостаток площадей под размещение фондов испытывает МБУК "Государственный музей А.М. Горького". Актуальность вопроса усиливается в связи с предстоящими юбилейными датами - 150-летие со дня рождения А.М. Горького в 2018 году и необходимостью проведения ремонтных работ в зданиях музея и 800-летие города Нижнего Новгорода в 2021 году.
Нижегородские театральная школа и школа музыкального и художественного творчества являются своеобразными брендами города.
Сложившаяся структура учреждений дополнительного образования в области культуры позволяет организовать работу в сфере музыкального, изобразительного, хореографического и театрального искусства. Контингент учащихся, обучающихся за счет бюджетных средств, насчитывает 12078 человек (на платных отделениях - 3754 человека). Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги в сфере дополнительного образования по направлениям искусств, в общей численности детей данной возрастной группы составляет 9%.
В сети общедоступных библиотек и музеев города сосредоточены немалые информационные ресурсы, в том числе фонд редких изданий и книжных памятников. Тенденции развития общества значительно повлияли на способы получения информации, в том числе через информационно-коммуникационные технологии. Основным направлением реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212) в сфере культуры обозначено обеспечение доступности для граждан библиотечных и музейных фондов. В целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации в настоящее время удалось оцифровать менее 1% всех библиотечных и музейных фондов. Создание информационных систем учета, оцифровка изданий и ведения каталогов в электронном виде производится работниками библиотек практически вручную с большими людскими и временными затратами.
Решение вышеуказанных задач в городе в полном объеме невозможно без комплексной технологической модернизации муниципальных библиотек и музеев, изменения стандартов деятельности и расширения спектра предоставляемых ими услуг, оснащения программным обеспечением и современным компьютерным оборудованием и внедрения систем безопасности фондов. Подвижки к решению этих задач были положены в 2016 году путем создания городского центра оцифровки библиотечных фондов на базе Центральной городской библиотеки им. В.И. Ленина. В полную силу центр должен заработать в 2017 году.
Но остаются нерешенными задачи дальнейшего объединения информационных ресурсов библиотек в единую сеть и оснащение программным обеспечением муниципальных музеев города.
В настоящее время в связи с потребностью общества в неординарной творческой личности процесс поиска талантов, создания условий для развития их творческих способностей с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности приобретает особую актуальность и должен быть направлен на максимально широкий круг детей и молодежи. Сложившаяся структура учреждений дополнительного образования в области культуры позволяет организовать эту работу в сфере музыкального, изобразительного, хореографического и театрального искусства. Контингент учащихся, обучающихся за счет бюджетных средств, насчитывает 12078 человек. Доля учащихся детских музыкальных и художественных школ, школ искусств в общем числе учащихся общеобразовательных школ в городе составляет 11,6%.
Одним из ключевых факторов эффективной работы учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры является их обеспеченность высококвалифицированными специалистами.
Профильное образование в учреждениях имеют работники:
в учреждениях культурно-досугового типа - 92%;
в общедоступных библиотеках библиотечное образование - 27%;
в музеях - 99%;