Недействующий

О создании детского технопарка "Нижегородский Кванториум"

     Раздел 1. Организационно-правовая модель детского технопарка "Кванториум"

    1.1. Описание структуры детского технопарка.

В основе разработки Концепции лежит интеграция по принципу: ведущие промышленные предприятия региона - высшие и научные школы региона - профессиональные образовательные организации - общеобразовательные организации - образовательные организации дополнительного образования детей  по организации научной и проектной деятельности всех участников процесса по тематике предприятий-партнеров.

Важной составляющей Концепции является реализация дополнительных общеобразовательных программ нового формата - это приближение их к реальному сектору экономики, и направлено для  обеспечения участия обучающихся в инвестиционных проектах с максимальным приближением образовательного процесса к реальным условиям производства и прорывным научным исследованиям.

В настоящее время в Нижегородской области создаются современные ресурсные центры на базе профессиональных образовательных организаций по подготовке кадров высокой квалификации, имеющих в своем арсенале лаборатории и экспериментальные площадки, техно-мастерские, с уникальным высокотехнологичным и наукоемким оборудованием, в том числе для изучения в области виртуальных и 3D-технологий, при этом имеют соответствующее ресурсное обеспечение, позволяющее в тесном взаимодействии с ведущими предприятиями, высшими и научными  школами осуществлять вовлечение обучающихся в работу над проектами и решениями инженерных задач по тематике ведущих предприятий региона.

В  связи с этим экономически обосновано и является эффективным расширение образовательных услуг путем включения в реализацию дополнительных общеобразовательных программ в Нижегородской области создание детского технопарка "Нижегородский Кванториум" на базе ГБУ ДПО "Нижегородский научно-информационный центр", являющимся региональным оператором, с сетью пилотных площадок по каждому направлению с соответствующей архитектурой на базе ресурсных центров.

Такая модель создания детского технопарка "Нижегородский Кванториум" с сетью пилотных площадок на базе ресурсных центров позволит также обучающимся старшего школьного возраста дополнительно к компетенциям в области дополнительного образования получить необходимые компетенции  в рамках получения рабочей квалификации по программам профессионального обучения, что станет начальным уровнем их профессионального образования. По сути - это возможность в процессе реализации интеграции дополнительного образования и профессионального обучения дополнительно получить  желаемую профессию.

Для создания такой модели в Нижегородской области созданы все предпосылки.

Первое. Реализация в регионе проекта АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"  "Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования", предполагающей кадровое обеспечение под конкретный заказ со стороны предприятий путем освоения обучающимися теории и прохождения учебной практики в лабораториях и мастерских образовательных организаций, а освоение новейших технологий на реальных учебных местах на производстве.

Второе. Внедрение и реализация в регионе стратегически важного проекта под руководством АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" "Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста в Нижегородской области", который  предполагает подготовку кадров высокой квалификации "под ключ" на уровне лучших российских и международных  практик и обеспечение точного соответствия компетентности каждого квалифицированного специалиста требованиям рабочего места и уровню квалификации.

Третье.  Мощное развитие предприятий - партнеров перспективных отраслей экономики региона улучшает инвестиционную привлекательность Нижегородской области, в том числе для иностранных инвесторов, а также их лидерство в сфере развития высоких технологий в Российской Федерации и на международных рынках.

Четвертое. Опыт создания в Нижегородской области сети территориально-отраслевых образовательных кластеров  путем организации сетевого взаимодействия учреждений, реализующих программы высшего,  профессионального образования, общего образования и дополнительного  образования детей при активном участии ведущих предприятий, организаций и научных школ. Такой подход обеспечивает эффективное высококачественное образование за счет концентрации учебно-методических, материально-технических, финансовых, кадровых и управленческих ресурсов.

Детский технопарк "Нижегородский Кванториум" ориентирован на новый формат дополнительного образования детей в сфере инженерных наук,  как одной из составляющих непрерывного образования и подготовки кадров "под ключ".

Цель создания детского технопарка "Нижегородский Кванториум" - обеспечение  подготовки национально-ориентированного кадрового резерва для наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики Российской Федерации путем формирования научно-технического потенциала в сочетании практикоориентированной подготовки обучающихся в процессе дополнительного образования нового формата и возможности получения   прикладных квалификаций, а также развития способности работать в принципиально новых условиях.

В основу модели детского технопарка "Нижегородский Кванториум" положена концепция модели "Мини" - максимальным дополнением  к действующим образовательным программам будут новые образовательные  технические направления в сфере дополнительного образования детей, соответствующие приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации (Автоквантум, Аэроквантум, IT-квантум, Робоквантум, Промдизайн).

    1.2. Формат использования площадки, образовательного оборудования.


Региональный оператор - ГБУ ДПО "Нижегородский научно-информационный центр" является региональным методическим центром сети  пилотных площадок детского технопарка "Нижегородский Кванториум"  -  уполномоченное юридическое лицо, осуществляющее координацию учебно-методической деятельности детского технопарка "Нижегородский Кванториум", управление созданием, целевую и техническую эксплуатацию, обеспечение функционирования, а также управление развитием детского технопарка "Нижегородский Кванториум" за счет собственных средств и иных источников.

В основе создания детского технопарка "Нижегородский Кванториум"  стоит задача ориентации детей и соответствующая подготовка  на высокотехнологичное производство предприятий-партнеров, которые географически неравномерно распределены в регионе: на территориях различных муниципальных районов/городских округов региона. На основании этого будет осуществлена реализация принципа максимального охвата дополнительным образованием детей по программам технической направленности нового формата в тех муниципальных районах/городских округах, где сформировано высокотехнологичное производство, а не в отдельном образовательном учреждении или в отдельно взятом городе.

Основная группа предприятий сосредоточена в г.Нижнем Новгороде. Остальные предприятия в соответствии с отраслевым назначением сосредоточены в крупных муниципальных образованиях региона: г.Дзержинске, г.Выксе, г.Арзамасе и других.

Концепция создания сети пилотных площадок в составе детского технопарка "Нижегородский Кванториум" разработана с учетом территориально-отраслевого признака.

Обязательным в обучении в каждом техническом направлении будет погружение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность как, в том числе коллективную, а также организация профориентационных  мероприятий с  обучающимися, проведение профессиональных проб на площадках различных партнеров, в том числе ведущих предприятий, находящихся  в муниципальном районе/городском округе.

Реализация направлений деятельности детского технопарка "Нижегородский Кванториум", соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Нижегородской области будет осуществляться на пилотных площадках на базе ресурсных центров:

1) Автоквантум на базе ГБПОУ "Нижегородский автомеханический техникум": обучающимся предстоит научиться проектировать, создавать, настраивать и испытывать пилотируемый дистанционно прототип транспортного средства с любым типом силовой установки, кроме двигателей, работающих на продуктах, полученных из нефти (бензин, керосин, дизельное топливо).

Обучающиеся ознакомятся с теорией и практикой проектирования, приобретут навыки командной работы, ознакомятся с полным циклом производства от проектирования 3D-модели до действующего прототипа, освоят основы электротехники, энергетики, теоретической механики и т.д., применяя в проектах Smart-компонент,  развивая в проектировании и проведении исследований творческое инженерное мышление.

2) Аэроквантум на базе ГБПОУ "Нижегородский авиационный технический колледж": обучающимся предстоит освоение компетенций в области изучения авиационных беспилотных технологий, в том числе, малой беспилотной авиации, являющейся одной из самых перспективных.

В рамках данного планируется проведение проектных и исследовательских работ по изучению и созданию новых моделей в области авиации на основе беспилотных технологий, миниатюрных автоматических летательных аппаратов, которые можно будет использовать для доставки необходимых предметов на разные расстояния. В ходе работы над проектом обучающиеся осваивают новые для них компетенции в области технологий, основанных на робототизированных системах, а также новых материалов и решений, направленных увеличение эргономичности изделия.

3) Робоквантум на базе ГБПОУ "Выксунский металлургический колледж им.А.А.Козерадского", ГБПОУ "Нижегородский автомеханический техникум", ГБПОУ "Арзамасский приборостроительный колледж им.П.И.Пландина": обучающимся предстоит освоение передовых технологий в области электроники, мехатроники и программирования, практических навыков их применения. Они научатся настраивать беспроводное аппаратное обеспечение, устанавливать беспроводную связь между мобильным роботом и компьютером, используя промышленные средства программирования (С++). В процессе обучения у обучающихся формируется понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; развитие лидерских качеств и аналитического мышления.

Обучающиеся научатся разрабатывать стратегии навигации для передвижения в знакомой и незнакомой среде, проектированию современных систем управления, изучат возможности применения мобильных роботов для различных задач.