4.1. Реестр контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, эксплуатируемых на территории Нижегородской области (с детализацией до уровня городов, поселков городского типа и сельских поселений (сельсоветов))
Реестр существующих контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, эксплуатируемых на территории Нижегородской области, представлен в приложении 4.1. Сведения получены по данным администраций муниципальных образований.
4.2. Реестр мест накопления отходов на территории Нижегородской области (за исключением контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов)
Согласно СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года № 80, временное накопление каждого вида отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:
в производственных или вспомогательных помещениях;
в нестандартных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных ёмкостях;
в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
на открытых приспособленных для хранения отходов площадках.
Накопление промышленных отходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учётом агрегатного состояния и надёжности тары.
При этом накопление твердых отходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны); II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
Предельное накопление количества отходов на территории предприятия, которое единовременно допускается размещать на его территории, определяется предприятием в каждом конкретном случае на основе баланса материалов, результатов инвентаризации отходов с учетом их макро- и микросостава, физико-химических свойств, в том числе агрегатного состояния, токсичности и уровней миграции компонентов отходов в атмосферный воздух.
Размещаемые отходы производства и потребления следует складировать таким образом, чтобы исключить возможность их падения, опрокидывания, разливания, чтобы обеспечивалась доступность и безопасность их погрузки для отправки на специализированные предприятия для обезвреживания, переработки или утилизации. Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью предотвращать утечку или рассыпание отходов, обеспечивать их сохранность при накоплении. Тара должна быть изготовлена из материала, устойчивого к воздействию данного вида отхода и его отдельных компонентов, атмосферных осадков, перепадов температур и прямых солнечных лучей. Для накопления отходов производства и потребления могут эксплуатироваться специально оборудованные открытые и (или) закрытые площадки. Накопление в пределах закрытой площадки осуществляется в случае:
- принадлежности отходов к I-III-му классам опасности в зависимости от их свойств;
- необходимости создания особых условий хранения, а также надёжной изоляции отходов от доступа посторонних лиц;
- необходимости создания особых условий хранения отходов для сохранения их ценных качеств как вторичного сырья;
- сбора и накопления отходов в непосредственных местах их образования (в цехах, производственных помещениях).
Для организации закрытых площадок накопления отходов могут использоваться специально предназначенные для этой цели стационарные складские здания, отдельные помещения или выделенные площади внутри складских и (или) производственных, вспомогательных зданий, а также нестационарные складские здания и сооружения
4.3. Анализ данных о количестве и состоянии контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов и данных о местах сбора/накопления отходов (за исключением контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов) на территории Нижегородской области (с детализацией до уровня городов, поселков городского типа и сельских поселений (сельсоветов))
Существующая система сбора и транспортирования отходов в Нижегородской области имеет в основе площадки для установки контейнеров для различного типа отходов: как смешанной фракции ТКО, так и крупногабаритных. Контейнерный парк представлен контейнарами различных типов: от 0,24 м(3), до 20 м(3). При анализе существующей ситуации о контейнерных площадках и их достаточном оснащении контейнерами принимается, что контейнеры вместимостью 5 и более м(3) применяются для сбора крупногабаритных отходов (далее - КГО), прочие контейнеры применяются для сбора остального объема ТКО, за исключением КГО.
Анализируя данные приложения 4.2, формируем ряд показателей, позволяющих оценить объем установленного контейнерного парка и его достаточность для текущих объемов образования отходов. Объем парка получаем путём суммирования всего установленного контейнерного объема на территории конкретного муниципального образования, а в дальнейшем - субъекта. Так же определяем потребность в установленном контейнерном объеме, путём расчета среднего дневного образования ТКО от населения региона.
Рассмотрим сформированную таблицу 4.3.1. По результатам оценки установленного контейнерного объема и значения необходимого контейнерного объёма, определено, что часть муниципальных образований не обеспечена в полной мере контейнерами исходя из потребности населения, которая оценена опираясь на существующие нормативы накопления ТКО. Данные муниципальные образования выделены цветом. В последней графе таблицы - рассчитано количество населения (оценочно), которое не обеспечено должным количеством контейнеров и, соответственно, контейнерных площадок. Оценка количества населения, не охваченного контейнерным сбором ТКО, составляет порядка 430,7 тысяч человек или 13,2% населения Нижегородской области.
Интегральный показатель по Нижегородской области имеет положительное значение, то есть существует возможность частичного перераспределения контейнерного парка на различных территория. Однако, при этом необходимо учитывать пиковые значения ежесуточного образования отходов, которые могут отличаться от средних значений на 20-30%, а также требования СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, СанПиН42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88, (в части соблюдения 100 метровой зоны доступности контейнерной площадки до отходообразователя). Для уточнения показателя обеспеченности территорий муниципальных образований контейнерными площадками, необходимо провести логистические расчеты с учетом пространственной составляющей.
При дальнейшем планировании изменения количества контейнерных площадок и установленных на них контейнеров, необходимо учитывать изменение объёмов образования отходов в соответствии с прогнозными показателями, а также необходимость последовательного внедрения системы селективного сбора ТКО у населения.
Таблица 4.3.1.
Аналитические сведения по контейнерным площадкам на территории муниципальных образований Нижегородской области