Недействующий

Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области (с изменениями на 1 сентября 2017 года)

Раздел 7. Схема потоков отходов

    7.1. Способы и направления транспортирования отходов


В настоящее время наибольшее распространение получила двухэтапная система вывоза твердых бытовых отходов.

Этап I. Транспортирование отходов от мест накопления (контейнерных площадок) до пунктов перегруза отходов (мусороперегрузочных станций либо мусоросортировочных-обрабатывающих комплексов).

Этап II. Транспортирование отходов от пунктов перегруза до объектов обработки и размещения отходов.

На пунктах перегруза отходов, как правило, производится уплотнение ТКО. Дальнейшее транспортирование осуществляется посредством автопоездов большой грузоподъемности. По двухэтапной схеме целесообразно осуществлять сбор и транспортирование большей части твердых коммунальных отходов и все крупногабаритные отходы.

Создание пунктов перегруза отходов (мусороперегрузочных станций - МПС) позволяет:

снизить временные затраты на сбор и вывоз отходов;

снизить эксплуатационные затраты на ГСМ и ремонт парка мусоровозов;

укрупнить объекты обработки;

накапливать транспортные партии вторичного сырья и компостных фракций на мусороперегрузочной станции;

производить первичную обработку отходов (прессование, тюкование).

Все указанные преимущества в конечном итоге приводят к снижению затрат на сбор и транспортирование отходов.

Общей частью различных вариантов схем МПС является следующий технологический процесс:

а) собирающий мусоровоз после взвешивания выгружает ТКО на бетонированную площадку приемного отделения МПС;

б) на площадке приемного отделения производится отбор крупногабаритных отходов и металлолома;

в) автопогрузчиком ТКО сгружаются на заглубленную часть наклонного приемного пластинчатого конвейера;

г) с наклонного приемного конвейера ТКО направляются либо:

в транспортный большегрузный мусоровоз (до 25 т) через накопительную воронку путем дозированной подачи ТКО приемным конвейером (вариант 1);

в пресс-контейнер, а также в буферный накопительный бункер объемом до 37 м(3 )каждый со стационарным компактором и последующей погрузкой пресс-контейнера на большегрузное транспортное средство, оборудованное механизмом «мультилифт», тросовым или цепным устройством (вариант 2). Наполнение пресс-контейнера или буферного накопительного бункера регулируется реверсивным конвейером на торце приемного конвейера;

в стационарный пакетирующий пресс для ТКО с автоматической обвязкой 4-5 рядами проволоки и последующей погрузкой сформированных тюков плотностью до 1 т/м(3) с помощью погрузчика с боковым захватом на большегрузное транспортное средство (вариант 3).

Станции большой мощности отличаются наличием большой зоны для временного накопления отходов (для аккумуляции отходов в часы пик, в случае поломки и при плановом ремонте оборудования). Техника, направляемая на станцию, проходит участок контроля, где машина взвешивается, подвергается радиационному и визуальному контролю. Далее отходы направляются на площадки разгрузки в соответствии с типом доставленных отходов: КГО или ТКО за исключением КГО.

Также возможно применение одноэтапной схемы транспортирования мусора, когда отходы от мест сбора вывозят до мест размещения. Прямой вывоз отходов собирающими мусоровозами применим только в том случае, если расстояние до объекта обработки или захоронения не превышает 40 км, в противном случае их использование становится экономически неэффективным.

Для территории Нижегородской области целесообразно использовать обе системы сбора и транспортирования отходов: как одноэтапную, так и двухэтапную.

На МПС в зависимости от необходимой мощности производится перегрузка отходов в большегрузные (магистральные) мусоровозы либо посредством автопогрузчиков/гидроманипуляторов, либо посредством прессового оборудования с эстакадной системой подачи отходов в устройство прессования, либо с применением пластинчатых конвейеров, подающих отходы в прессовое оборудование.

Возможно применение МПС с функционалом сортировочного комплекса (комплекс обработки отходов). Функционально, это добавляет сортировочный технологический процесс между разгрузкой собирающих мусоровозов и погрузкой отходов в устройство прессования. На мусоросортировочных комплексах - МСК (комплексы обработки отходов) устанавливается линия сортировки отходов. Производится разделение мусора на основные сырьевые потоки с выделением вторичных материальных ресурсов. Вторичное сырье реализуется перерабатывающим компаниям. В результате сокращается объем отходов для транспортирования на объект размещения, что, в свою очередь, сокращает транспортные издержки и нагрузки на дорожную сеть.

С точки зрения логистики МПС (в том силе с элементами сортировки) являются центрами регулирования материальных и грузовых потоков. Отсортированная часть материальных ресурсов, предназначенная для использования, приобретается потребителями вторичного сырья и исключается из грузопотока в сторону объектов размещения. Исключение МСК из транспортной цепочки приведет к кратному увеличению машино-рейсов и увеличению транспортной нагрузки на используемые для транспортирования отходов автомагистрали города.

Мусоросортировочный комплекс (МСК) - это объект, на котором механическим способом в ручном/автоматическом или полуавтоматическом режиме осуществляется процесс восстановления ресурсных свойств материалов, утраченных в связи с их смешиванием в составе мусора. Механизированная сортировка отходов обеспечивает большее извлечение вторичных материальных ресурсов по сравнению с ручным методом;