В городе Нижнем Новгороде сформирована целостная система по повышению безопасности граждан. Это явилось одним из результатов успешной работы правоохранительных органов и администрации города Нижнего Новгорода в обеспечении реализации государственной политики в области обеспечения общественного порядка, противодействия преступности, злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту, укреплению межнационального согласия, созданию условий безопасности личности и общества от проявлений терроризма и экстремизма, коррупционных проявлений.
Принимаемые меры по укреплению правопорядка в 2015 году позволили несколько ослабить напряженность криминальной ситуации на территории города Нижнего Новгорода.
По итогам 2015 года уровень преступности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 1% и составил 135 преступлений на 10 тысяч человек населения (2014 - 137)(1), в том числе по тяжким и особо тяжким составам - на 11,4% (с 37 до 32 преступлений на 10 тысяч человек населения
_________________________
(1) На 10 тыс. населения: ОП№1 - совершено 130 преступлений, ОП№2 - 136 преступлений, ОП№3 -156 преступлений, ОП№4 - 131 преступление, ОП№5 - 132 преступления, ОП№6 - 130 преступлений, ОП№7 - 133 преступления, ОП№8 - 109 преступлений.
Уменьшилось на 170 общее число уголовно-наказуемых правонарушений (с 17293 до 17123; -1,0%), в том числе преступлений тяжких и особо тяжких составов - на 536 (с 4704 до 4168; -11,4%). Сократилось число преступлений, по которым, производство предварительного следствия обязательно - на 356 (с 9801 до 9445; -3,6%). Допущен рост числа преступлений, производство предварительного следствия по которым необязательно - на 186 (с 7492 до 7678; +2,5%).
На территории города Нижнего Новгорода в сфере незаконного оборота наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ зарегистрировано 2268 преступлений (АППГ - 2827, -19,8%), в том числе 1802 тяжких и особо тяжких преступления (АППГ - 2365, -23,8%), 1078 преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотических средств и психотропных веществ (АППГ - 1625, - 33,7%), 44 преступления, связанных с организацией и содержанием наркопритонов (АППГ - 43, +2,3 %).
Уменьшилось количество раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, выявленных сотрудниками ОВД (-7,8%, с 881 до 812). Данная тенденция характерна для пяти районов города: Ленинского - на 43,9% (со 180 до 101), Московского - на 9,6% (со 135 до 122), Нижегородского - на 19,1% (с 47 до 38), Приокского на 5,8% (со 103 до 97) и Советского - на 32,4% (со 105 до 71).
Принимаемые меры по стабилизации оперативной обстановки оказались не эффективными, увеличилось число зарегистрированных преступлений, совершенных на улицах (с 5587 до 5705; +2,1%). Допущен рост количества преступлений, совершенных в общественных местах (+6,7%, с 8575 до 9149). Удельный вес данных преступлений в массиве всех зарегистрированных преступных посягательств составил 33,3% (+1%) и 53,4% (+3,8%) соответственно.
На улицах города отмечается рост убийств и покушений на убийство (на 20,0%), изнасилований (в 6 раз), вымогательств (в 3,3 раза) и хулиганств (в 2 раза).
Снижено профилактическое влияние на преступность в общественных местах: меньше выявлено фактов появления в общественных местах в состоянии опьянения (на 24,5%; с 47536 до 35901), вместе с этим пресечено больше фактов распития алкогольной продукции (+45,7%; с 20454 до 29808).
Требует дополнительных усилий организация борьбы с подростковой преступностью. Увеличился удельный вес преступлений, совершенных подростками с 3,7% до 4,5%. Количественные показатели подростковой преступности увеличились на 9,8% (с 346 до 380). Увеличилось число несовершеннолетних преступников на 15,7% (с 305 до 353), при этом количество лиц, совершивших преступления в возрасте 14-15 лет возросло на 3,8% (с 80 до 83), а совершивших преступления в возрасте 16 - 17 лет возросло на 20,0% (с 225 до 270).
Рост подростковой преступности отмечен в четырех районах: Автозаводский (+17,2%; до 68), Канавинский (+34,7%; до 66), Московский (+ 73,5%; до 59) и Нижегородский (+20,5%; до 47). Больше зарегистрировано групповых преступлений, совершенных подростками (128 преступлений, уд. вес 33,7%), в группе с участием взрослых совершено 73 деяния (уд. вес 57,0%). Наиболее часто несовершеннолетними допускаются имущественные преступления (273 противоправных деяния), среди них: 218 краж (+17,2%), в т.ч. квартирные - 1 (2014 г. - 9), краж автомашин - 16 (-40,7%); 34 корыстно-насильственных (-24,4%); 21 угон транспортных средств (+61,5%).
Основные задачи по профилактике и предупреждению преступлений возложены на участковых уполномоченных полиции. Силами участковых уполномоченных полиции контролировалось поведение 49735 лиц, состоящих на различных видах профилактических учетов в органах внутренних дел. В среднем на одного участкового уполномоченного приходятся более 143 профилактируемых лица.
В истекшем году по различным основаниям дополнительно поставлено на учет 5241 лицо, из них ранее судимых 1400, условно осужденных 1596, семейно-бытовых правонарушителей 205, хронических алкоголиков 630, наркоманов 759, поднадзорных 507. Снято с учета 4062 гражданина, из них поднадзорных 387 лиц.
Осуществляются мероприятия по повышению уровня антитеррористической безопасности объектов жизнеобеспечения и с массовым пребыванием людей. В сфере межнациональных отношений повысился уровень толерантности и этнокультурной компетенции населения города. В плановом порядке проводится работа по профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма.
Также необходимость реализации Программы вызвана тем, что современная ситуация в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом в мире и в Российской Федерации остается напряженной. В условиях, когда на Северном Кавказе, где террористы практически лишены возможности проводить активную деятельность силами крупных вооруженных формирований, она организована по принципу нанесения точечных ударов по жизненно важным объектам и местам со значительным скоплением людей, в том числе в других регионах России.
На ситуацию в г. Нижнем Новгороде существенное влияние также оказывают многонациональный и поликонфессиональный состав ее населения, значительный уровень миграции граждан из других государств. Источником радикализма в обществе является и весьма невысокий уровень политической культуры, отсутствие глубоко укоренившихся в социальном сознании и психологии традиций гражданской жизни и демократии в условиях правового государства.
Отмечается активизация неформальных группировок право- и леворадикальной направленности, имеют место факты проявлений ксенофобии, совершения преступлений на национальной и религиозной основе. Увеличивается распространение националистических идей.
Это связано не только с осложнением в настоящий период ситуации в сфере миграции, но и с недостаточностью принимаемых мер упреждающего характера по воздействию на негативные процессы в области межнациональных отношений.
В результате реализации в 2015-2016 годах мероприятий, направленных на интеграцию усилий в борьбе с проявлениями коррупции в органах местного самоуправления города Нижнего Новгорода, удалось достигнуть конкретных положительных результатов:
сократить количество нарушений законодательства об ограничениях и запретах, требованиях о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов муниципальными служащими;
снизить количество выявленных коррупциогенных факторов в проектах нормативных правовых актов и сведению к минимуму коррупционных рисков при оказании муниципальных услуг населению в строгом соответствии с административными регламентами;
повысить уровень информационной открытости органов местного самоуправления;
сохранить положительную динамику в отношении населения и предпринимательского сообщества к предпринимаемым органами местного самоуправления Нижнего Новгорода антикоррупционным усилиям.
Разработка и принятие Программы обусловлены переходом с 2017 года к планированию и утверждению бюджета города сроком на три года, а также необходимостью интеграции усилий органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода и правоохранительных органов в целях поддержания постоянного взаимодействия между ними по вопросам разработки и реализации эффективных мер предупреждения преступлений, в том числе террористического и экстремистского характера, согласованного противодействия преступности и наркомании, снижения влияния факторов, оказывающих негативное влияние на криминогенную обстановку, эффективных мер противодействия коррупции на территории города.
Реализация муниципальной программы в силу ее специфики и ярко выраженного социально-профилактического характера окажет значительное влияние на стабильность общества, качество жизни населения, демографические показатели на протяжении длительного времени, состояние защищенности граждан и общества от преступных посягательств, а также обеспечит дальнейшее совершенствование форм и методов организации профилактики правонарушений.
Выполнение профилактических мероприятий Программы обеспечит формирование в обществе позитивных моральных и нравственных ценностей:
определяющих отрицательное отношение к проявлениям экстремизма и терроризма;