2.1. Характеристика текущего состояния.
Общественное самоуправление - это проявление общественной активности граждан, формы коллективного объединения людей, посредством которых они добровольно и безвозмездно участвуют в решении конкретных дел местных сообществ. Оно представляет собой систему управления общественными делами, построенную на основе самоорганизации, самодеятельности и саморегулирования.
Среди причин и мотивов создания различных структур общественного самоуправления граждан выделяется открывающаяся для людей возможность реализовать свой опыт, имеющийся социальный потенциал и энергию.
Взаимодействие органов местного самоуправления и местного сообщества подразумевает, что они партнеры в достижении общей цели - повышение уровня и качества жизни населения. Кроме того, комплексное социально-экономическое развитие городского хозяйства и его управления основывается на привлечении ресурсов населения к управлению городом в самых различных формах. Конечная цель этого процесса - создание эффективной административной структуры (модели), позволяющей оперативно реагировать на проблемы жизнедеятельности населения и муниципального образования в целом. Система самоуправления должна обеспечивать возможность построения эффективных систем информационного, правового, хозяйственного сотрудничества органов управления городом и экономических субъектов. Весомым звеном в становлении системы местного самоуправления должно стать местное сообщество.
Темпы развития современного российского общества непосредственно зависят от степени и активности участия граждан в процессе управления городом через инструменты самоорганизации и самоуправления, от их способности к самореализации и консолидации во имя достижения общественно полезных целей.
В системе общественного самоуправления особое место занимает территориальное общественное самоуправление. Оно рассматривается сегодня как самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города Нижнего Новгорода для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
Создание ТОС становится всё более актуальным в свете обострения множества проблем, с которыми сталкивается население по месту своего жительства. Существо этих проблем, как правило, и определяет основные направления деятельности ТОС.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в Нижнем Новгороде определяется города, в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Некоммерческие общественные организации граждан, созданные и зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством, составляют институциональную основу гражданского общества. Некоммерческие организации объединяют самую активную и образованную часть местного населения и способны не только профессионально участвовать в решении проблем российских городов и оказывать качественные социальные услуги населению, но и служат выразителем законных интересов граждан. Они также организуют людей для самостоятельного решения различных проблем, обеспечивают обратную связь с органами власти.
Некоммерческие организации города Нижнего Новгорода играют весьма заметную роль в социально-экономическом развитии города, способствуя повышению качества жизни населения на местном уровне во всех его составляющих: нравственном, культурном, социальном, а также экологическом. Уже не первый год эти организации решают жизненно важные проблемы горожан - создание рабочих мест, оказание реальных социально-бытовых и жилищно-коммунальных услуг, благоустройство микрорайонов, организация работы с детьми и престарелыми, организация досуга населения, социальная защита нуждающихся.
Национально-культурные организации способствуют установлению межнационального согласия на территории города, религиозные организации нацелены на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, экологические организации ведут работы по охране окружающей среды Нижнего и т.д. Именно поэтому особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для конструктивного сотрудничества всех некоммерческих организаций между собой, а также со всеми видами и ветвями публичной власти.
Самодеятельность и инициативы населения, направленные на решение жизненно важных для развития города Нижнего Новгорода задач, нуждаются в организационной и финансовой поддержке со стороны властей. На сегодняшнем этапе целесообразно поддерживать идеи, которые, с одной стороны, обеспечивают насущные потребности населения, а с другой стороны, могут быть увязаны со среднесрочными программами и планами деятельности органов местного самоуправления.
Средства городского бюджета, выделяемые на реализацию данной программы, должны использоваться как стимулирующий фактор. С помощью бюджетной поддержки предполагается привлечение и эффективное использование ресурсов и потенциала общественности в решении городских проблем. В этой деятельности следовало бы стремиться к решению задачи по организации и функционированию муниципальной инфраструктуры по поддержке гражданских, общественных инициатив.
2.2. Цели и задачи Программы.
Цель Программы:
Муниципальная поддержка форм и направлений общественного самоуправления и социальной активности населения.
Задачи Программы:
Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления;
Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций в реализации социальных и общественно значимых проектов.
2.3. Сроки и этапы реализации Программы.
Программа реализуется в один этап. Программа рассчитана на три года (2017 - 2019 годы).
2.4. Основные мероприятия Программы.
Таблица 1
Основные мероприятия Программы
№ | Наименование подпрограммы, задачи, основного мероприятия | Категория расходов (капвложения, НИОКР и прочие расходы) | Сроки выполнения | Ответственный исполнитель (соисполнители) | Краткое описание основного мероприятия |
1. | «Муниципальная поддержка развития территориального общественного самоуправления» | ||||
Задача: Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления. | |||||
1.1. | Организация и проведение обучающих семинаров, информационная поддержка деятельности ТОС, проведение исследовательской работы с участием органов ТОС | Прочие расходы | 2017-2019 | Департамент общественных отношений и информации | - Размещение в СМИ информации о текущих изменениях и принятии новых нормативных документов, касающихся вопросов обеспечения жизнедеятельности населения, проведение «горячей линии», предоставление правовой информации; - Обучение председателей и актива территориального общественного самоуправления формам и методам работы с населением; - Организация опросов жителей ТОС по вопросам жизнеобеспечения, проведение совместных совещаний органов ТОС с представителями структурных подразделений администраций районов, выявление проблем территорий ТОС |
1.2. | Проведение городского конкурса «Лучший Совет общественного самоуправления территориальных общественных самоуправлений города Нижнего Новгорода» | Прочие расходы | 2 полугодие 2017, 2018, 2019 | Департамент общественных отношений и информации (управление делами) | Разработка и внесение изменений в Положение о городском конкурсе, издание соответствующего постановления администрации города Нижнего Новгорода, организация работы городской комиссии (объезды конкурсантов, проведение заседаний, отбор лучших презентаций), проведение итогового мероприятия |
1.3. | Обеспечение деятельности ТОС | Прочие расходы | 2017-2019 | Администрации районов города Нижнего Новгорода (управление делами) | Материальное обеспечение ТОС; осуществление текущих коммунальных платежей, приобретение канцтоваров, расходных материалов, приобретение подарков на проведение праздничных мероприятий |
2. | Подпрограмма «Поддержка общественных некоммерческих организаций и взаимодействие с конфессиями и национально-культурными сообществами» | ||||
Задача: Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций в реализации социальных и общественно значимых проектов. | |||||
2.1. | Проведение городского конкурса социальных проектов «Открытый Нижний» | Прочие расходы | Ежегодно | Департамент общественных отношений и информации (управление делами) | Организация работы по сбору заявок от общественных организаций города Нижнего Новгорода по участию в конкурсе, организация работы Экспертного совета, проведение публичной презентации проектов, контроль за реализацией проектов организаций-победителей конкурса, прием и ревизия отчетов о проделанной работе. |
2.2. | Реализация комплексного плана мероприятий по развитию и укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений в городе Нижнем Новгороде | Прочие расходы | Ежегодно | Департамент общественных отношений и информации (управление делами, управление по безопасности и мобилизационной подготовке) | Реализация комплекса мероприятий совместно с национально-культурными организациями и религиозными объединениями города Нижнего Новгорода, среди которых конференции, круглые столы, религиозные и национальные праздники, спортивные акции, образовательные программы. |
2.5. Целевые индикаторы Программы.