Муниципальная программа
«Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2015 - 2017 годы
(далее - Программа)
1. Паспорт программы
Ответственный исполнитель Программы | Управление по труду и работе с населением администрации города Нижнего Новгорода | ||||
Соисполнители Программы | Управление делами администрации города Нижнего Новгорода; Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода; Департамент по спорту и молодежной политике администрации города Нижнего Новгорода; Департамент организационно-кадрового обеспечения деятельности администрации города Нижнего Новгорода; Администрации районов города Нижнего Новгорода/ | ||||
Подпрограммы Программы (при их наличии) | «Дополнительная адресная поддержка семей города Нижнего Новгорода, имеющих детей»; | ||||
Цели Программы | Совершенствование системы поддержки отдельных категорий граждан, создание благоприятных условий жизни, профессиональной и творческой самореализации отдельных категорий граждан, поддержка семьи, материнства и детства, несовершеннолетних граждан, находящихся в социально-опасном положении, пожилых людей и иных социально незащищенных категорий населения, создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, улучшение качества жизни нижегородцев, создание условий для устойчивого развития социальной политики на территории города Нижнего Новгорода | ||||
Задачи Программы | 1. Реализация мер адресной поддержки и организация мероприятий, направленных на повышение благополучия и статуса отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода. 4. Развитие системы услуг, оказываемых несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении. 5. Реализация отдельных мероприятий в области обеспечения занятости населения. 6. Реализация мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на территорию вселения - город Нижний Новгород. 7. Своевременное принятие мер, снижающих социальную напряженность и обеспечивающих социальное благополучие жителям города Нижнего Новгорода. 12. Выявление и устранение существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды жизнедеятельности для инвалидов. 13. Обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. | ||||
Этапы и сроки реализации Программы | 1 января 2015 года - 31 декабря 2017 года без деления на этапы | ||||
Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода |
| руб.коп. | |||
Ответственный исполнитель (соисполнители) | 2015 | 2016 | 2017 | Всего | |
Всего: | 309 955 910,80 | 313 362 298,40 | 343 978 523,01 | 967 296 732,21 | |
Управление по труду и работе с населением | 305 314 355,61 | 312 219 018,40 | 342 746 523,01 | 960 279 897,02 | |
Администрации районов города (Управление по труду и работе с населением) | 4 641 555,19 | 1 143 280,00 | 1 077 000,00 | 6 861 835,19 | |
Управление делами администрации города Нижнего Новгорода | - | - | 155 000,00 | 155 000,00 | |
Департамент организационно-кадрового обеспечения деятельности администрации | - | - | - | - | |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода | - | - | - | - | |
Департамент по спорту и молодежной политике администрации города Нижнего Новгорода | - | - | - | - | |
Индикаторы достижения цели | Уровень охвата граждан, имеющих право и обратившихся за мерами дополнительной адресной помощи и поддержки (100%). |
2. Текст Программы
2.1. Характеристика текущего состояния
Приоритетными направлениями социально-экономического развития города Нижнего Новгорода являются социальная поддержка граждан, повышение качества и создание благоприятных условий жизни отдельных категорий граждан, социально незащищенных слоёв населения города, поддержка семьи, материнства и детства, предоставление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям населения города Нижнего Новгорода с учетом их потребностей.
Город Нижний Новгород является одним из крупнейших городов России, он входит в пятерку крупнейших российских городов с численностью населения, превышающей один миллион человек. По данным социального паспорта города Нижнего Новгорода численность населения города Нижнего Новгорода составляла:
на 1 марта 2011 года - 1259,7 тыс. человек;
на 1 марта 2012 года - 1278,8 тыс. человек;
на 1 марта 2013 года - 1263,6 тыс. человек;
на 1 марта 2014 года - 1269,4 тыс. человек.
В городе Нижнем Новгороде в территориальных органах социальной защиты населения состоят на учете почти 400 тысяч семей, из них почти 12500 тысяч - семьи одиноких матерей с уровнем дохода ниже величины прожиточного минимума, в которых воспитывается свыше 14 тысяч детей.
Повышение цен на продукты питания, одежду, отсутствие жилья зачастую являются предпосылками к снижению количества многодетных семей, также отметим, что остается достаточно высоким число семей, имеющих доход ниже прожиточного минимума.
Становятся редкостью семьи, воспитывающие пять и более детей. На 01.03.2014 на учете состоят 5174 многодетных семей, что составляет 4% от общего числа семей с детьми в городе.
Поддержание стабильной численности населения возможно при решающем воздействии на показатели рождаемости, смертности и миграционного прироста. Эффективное воздействие на данные показатели возможно путем создания системы формирования, сохранения, укрепления и восстановления здоровья людей, повышения престижа материнства и отцовства, создания социально-экономических условий для выхода отдельных категорий граждан из трудной жизненной ситуации и недопущения социального иждивенчества, обеспечения их полноценного участия в экономической, социальной и культурной жизни города Нижнего Новгорода. Это является основой для стабильного развития экономики и социальной сферы города. Отсутствие положительной динамики демографических процессов может привести к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, что неблагоприятно скажется на социально-экономической ситуации города Нижнего Новгорода.
Особенностью современной демографической ситуации и уровня здоровья нации является высокая численность граждан с ограниченными возможностями здоровья, ветеранов и граждан пожилого возраста. В связи с этим защита прав и интересов этих категорий населения, поддержание их социального статуса являются неотъемлемой частью социальной политики города.
Тенденция социально-демографического старения отчетливо проявляется в России. В городе Нижнем Новгороде 384677 человек - пенсионеры пенсионного фонда Российской Федерации, из них 130799 человек - старше 71 года. Процентная доля пенсионеров от общей численности жителей составила 30,3%, то есть почти 1/3 часть всего населения города. В этой связи реализация мер по созданию условий, направленных на повышение качества жизни пожилых граждан, является актуальной проблемой.
Негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья инвалидов и пожилых людей, приобрели масштабный характер. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда граждан с ограниченными возможностями здоровья, граждан в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения большинства пожилых граждан и инвалидов.
Многие граждане с ограниченными возможностями здоровья, пожилые граждане в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность, теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются социальные контакты ветеранов. Возможности для полноценного участия в жизни у них ограничены.
В то же время надо отметить, что высокая численность ветеранов в России приводит к усилению их роли в социальном развитии, повышению требований в отношении предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности. В городе Нижнем Новгороде на 01.03.2014 проживают 26121 ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 годов из них 2371 участники и инвалиды Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, 145 человек - вдовы, родители, семьи погибших участников Великой Отечественной войны, 237 человек - бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, 24372 человека - труженики тыла, 9047 человек - ветераны боевых действий, 246 человек - инвалиды боевых действий, 230 человек - жители блокадного Ленинграда.
Неустойчивое материальное положение, неудовлетворительное состояние здоровья, снижение ответственности семьи за предоставление ухода и удовлетворения потребностей ветеранов, ограниченные возможности для полноценного участия в общественной жизни - характерные черты значительной части ветеранов Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной войны нуждаются в улучшении своего положения, чему может служить комплексный подход к решению связанных с этим задач.
Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации ветеранов, пожилых граждан и инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют ветеранов, и по возможности организовать их реализацию. Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала пожилых граждан и граждан с ограниченными возможностями здоровья. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия. Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.
Ежегодное увеличение числа участников социокультурных мероприятий и возрастающий к ним интерес общественности свидетельствуют об их высокой востребованности и значимости. Участие в городских социально значимых мероприятиях, творческих фестивалях или литературных конкурсах для многих становится отправной точкой к активному образу жизни.
Социокультурная реабилитация ветеранов, инвалидов и пожилых граждан во многом способствует формированию активной жизненной позиции, достижению определенных положительных результатов как в физическом, так и в эмоционально-психологическом состоянии. Участие в социокультурных мероприятиях также способствует развитию их творческого потенциала, и в настоящее время многие из них готовы к открытому диалогу с обществом. Но, к сожалению, само общество не всегда готово понять проблемы пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями. В связи с этим в городе необходимо развивать социальную рекламу, которая станет важным шагом в создании благоприятного общественного климата, способствующего социальной интеграции отдельных категорий граждан.
Для обеспечения социально-культурной поддержки в Нижнем Новгороде функционирует муниципальное бюджетное учреждение «Городской Дом ветеранов», которое организует и поддерживает работу городской общественной организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, на его базе работает городской совет ветеранов. Более 200 первичных общественных организаций, работу которых курирует городской дом ветеранов, объединяют более 150 тыс. нижегородских ветеранов и пенсионеров. Организуя социокультурную, правовую, медицинскую поддержку нижегородских ветеранов, большое внимание уделяется также военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Поддержка семьи, материнства и детства также является одной из приоритетных задач социальной политики как государства, так и города Нижнего Новгорода. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности и гражданина. Семья - это то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
В целях дополнительной адресной поддержки семей с несовершеннолетними детьми в городе Нижнем Новгорода с 2002 года выплачиваются городские социальные пособия.