Государственная программа
"Охрана окружающей среды Нижегородской области"
(далее - Программа)
1. Паспорт программы
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Минэкологии Нижегородской области, министерство) | |
Соисполнители Программы | Министерство строительства, жилищно- коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области | |
Подпрограммы Программы | Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга"; подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области"; подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений"; подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие"; подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира"; подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения"; подпрограмма 7 "Обеспечение реализации государственной программы" | |
Цели Программы | Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем, повышение качества окружающей среды и формирование имиджа Нижегородской области (далее - область, регион) как экологически чистой территории | |
Задачи Программы | 1. Комплексное решение проблемы развития и совершенствования системы регионального экологического мониторинга. 2. Восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод. 3. Предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение максимального количества отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, иных изделий или продуктов. Снижение уровня возникновения и распространения заболеваний сибирской язвой среди людей. 4. Сохранение и восстановление биологического разнообразия на территории Нижегородской области. 5. Обеспечение сохранения, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира. 6. Формирование у населения всех возрастов и социальных групп активной жизненной позиции в деле практического участия в мероприятиях по формированию благоприятной окружающей среды | |
Этапы и сроки реализации Программы | 2015 - 2020 годы. Программа реализуется в один этап | |
Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам) | Государственная программа "Охрана окружающей среды Нижегородской области" по годам (тыс. рублей) | |
Всего, в том числе: | 2 275 998,3 | |
2015 | 402 724,0 | |
2016 | 423 131,6 | |
2017 | 472 675,7 | |
2018 | 393 513,4 | |
2019 | 379 869,1 | |
2020 | 204 084,5 | |
Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга" | ||
Всего, в том числе: | 83 640,4 | |
2015 | 17 937,6 | |
2016 | 13 940,4 | |
2017 | 12 940,6 | |
2018 | 12 940,6 | |
2019 | 12 940,6 | |
2020 | 12 940,6 | |
Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области" | ||
Всего, в том числе: | 255 170,0 | |
2015 | 19 315,7 | |
2016 | 55 346,1 | |
2017 | 111 069,8 | |
2018 | 31 907,5 | |
2019 | 18 263,2 | |
2020 | 19 267,7 | |
Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений" | ||
Всего, в том числе: | 925 806,8 | |
2015 | 189 855,4 | |
2016 | 183 176,9 | |
2017 | 182 390,9 | |
2018 | 182 390,9 | |
2019 | 182 390,9 | |
2020 | 5 601,8 | |
Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие" | ||
Всего, в том числе: | 140 680,8 | |
2015 | 22 480,8 | |
2016 | 23 640,0 | |
2017 | 23 640,0 | |
2018 | 23 640,0 | |
2019 | 23 640,0 | |
2020 | 23 640,0 | |
Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира" | ||
Всего, в том числе: | 158 979,5 | |
2015 | 32 423,8 | |
2016 | 27 466,5 | |
2017 | 24 772,3 | |
2018 | 24 772,3 | |
2019 | 24 772,3 | |
2020 | 24 772,3 | |
Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения" | ||
Всего, в том числе: | 33 121,2 | |
2015 | 4 482,2 | |
2016 | 5 727,8 | |
2017 | 5 727,8 | |
2018 | 5 727,8 | |
2019 | 5 727,8 | |
2020 | 5 727,8 | |
Подпрограмма 7 "Обеспечение реализации государственной программы" | ||
Всего, в том числе: | 678 599,6 | |
2015 | 116 228,5 | |
2016 | 113 833,9 | |
2017 | 112 134,3 | |
2018 | 112 134,3 | |
2019 | 112 134,3 | |
2020 | 112 134,3 | |
Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов | Индикаторы достижения цели: Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга": - доля городов Нижегородской области, в которых осуществляются регулярные наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха, в % от общего числа городов - сохранение текущего уровня 32,1%; - доля муниципальных образований Нижегородской области, на водных объектах которых осуществляются регулярные наблюдения за состоянием загрязнения поверхностных вод, в % от общего числа муниципальных образований - сохранение текущего уровня 28,8%. Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области": - доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, в процентах - рост до 93,08%; - доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в процентах - рост до 5,4%. Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений": - доля муниципальных районов и городских округов, в которых утверждены генеральные схемы очистки территорий, от общего количества муниципальных районов и городских округов - рост до 100%; - доля площади ликвидированных объектов накопленного экологического ущерба от общей площади, занятой объектами накопленного экологического ущерба, предполагаемых к ликвидации, - увеличение до 100%; - отношение числа обустроенных сибиреязвенных скотомогильников на момент выполнения работ к числу необустроенных - увеличение до 100%. Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие": - доля площади области, занятая особо охраняемыми природными территориями, (далее - ООПТ) - увеличение до 6,7%; - доля ООПТ, имеющих утвержденную в установленном порядке документацию, - рост до 81% от общего числа ООПТ. Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира": - доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Нижегородской области - сохранение на уровне 31%; - доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве выявленных нарушений - увеличение до 81%; - доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве выявленных нарушений - увеличение до 81%; - доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет добычи в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Нижегородской области, - сохранение на уровне 72%; - индекс численности волка (отношение численности волка по окончании охотничьего сезона в текущем году к его численности по окончании охотничьего сезона 2010/2011 года) - сохранение на уровне 101%; - доля площади закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Нижегородской области - сохранение на уровне 80%; - доля площади водных объектов рыбохозяйственного значения, нуждающихся в выполнении рыбохозяйственных мероприятий, от общей площади основных водных объектов рыбохозяйственного значения - 10 %. Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения": - доля населения, активно участвующего в мероприятиях по формированию благоприятной окружающей среды, в % от общего числа населения области - рост до 5%. В результате реализации Программы будут достигнуты следующие непосредственные результаты: Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга": - количество городов Нижегородской области, в которых осуществляется регулярная оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха, - 9; - количество водных объектов Нижегородской области, на которых осуществляется регулярная оценка уровня загрязнения, - 18; - формирование радиационно-гигиенического паспорта территории Нижегородской области - 1 ед. в год; - формирование обзора загрязнения окружающей среды на территории Нижегородской области - 1 ед. в год. Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области": - протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - рост до 2 378,45 м; - площадь территории, защищаемой от негативного воздействия вод в случае реализации берегоукрепительных мероприятий, - рост до 6 845,0 тыс. кв. м; - вероятностный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод в случае реализации мероприятий подпрограммы увеличится до 8 646,43 млн руб.; - количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, увеличится до 6 ед.; - численность населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии на гидротехнических сооружениях, защищенного в результате проведения мероприятий подпрограммы, увеличится до 2313 человек. Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений": - количество муниципальных районов и городских округов, в которых утверждены генеральные схемы очистки территорий, составит 52; - количество отсортированных отходов от общего количества отходов, поступающих на комплексы утилизации, составит 174200 тонн; - площадь ликвидированных объектов накопленного экологического ущерба за 2015 - 2020 годы составит 95,92 га; - проведение мер по обеспечению безопасности 188 сибиреязвенных скотомогильников; - количество земельных участков, исследованных на предмет соответствия требованиям природоохранного законодательства, в целях дальнейшего размещения комплексов утилизации отходов, составит 4; - доля объема обновленной информации базы данных регионального кадастра отходов составит 100%. Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие": - количество вновь созданных ООПТ - 7; - количество утвержденных паспортов и положений об ООПТ, существующих на момент разработки Программы, - 13; - количество ООПТ, зарегистрированных в государственном кадастре недвижимости в качестве зон с особыми условиями использования, - 10; - количество видов позвоночных животных, занесенных в Красную книгу области, численность которых увеличивается, - 5 единиц. Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира": - количество видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, - увеличение до 37 видов; - количество видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет добычи в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, - 36 видов; - численность волка по окончании охотничьего сезона в текущем году - 40 особей; - площадь закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Нижегородской области - уменьшение до 5660,0 тыс. га; - площадь водных объектов рыбохозяйственного значения, на которых выполнены рыбохозяйственные мероприятия, (не менее) - 100 км. Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения": - проведение мероприятий по экологическому образованию и просвещению населения - не менее 7 в год с общим охватом населения не менее 20000 человек; - проведение летних экологических лагерей и экспедиций школьников - не менее 20 с охватом 1000 человек в год; - издание экологических материалов общим тиражом до 5000 экземпляров в год |
2. Текстовая часть программы
2.1. Характеристика текущего состояния
Одной из главных задач на современном этапе развития России является формирование системы мер по обеспечению устойчивого развития, базирующихся на разработке и внедрении новых и максимальном использовании имеющихся экологически безопасных, энерго- и ресурсосберегающих, мало- и безотходных технологий. При этом особое внимание уделяется созданию правовых, организационных и экономических условий экологической переориентации экономики, социальной сферы и систем жизнеобеспечения в соответствии с требованиями рационального использования всех видов ресурсов, сохранения и улучшения состояния окружающей среды и природных комплексов.
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, определяют в качестве стратегической цели государственной политики в области экологического развития решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р, определяет в качестве стратегической цели государственной политики в области экологии сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, рассматривает экологическую безопасность как важную составляющую национальной безопасности государства.
Основные положения региональной политики в Российской Федерации, одобренные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 1996 года № 327, относят к основным направлениям региональной политики в сфере обеспечения экологической безопасности экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; рациональное использование природных ресурсов; предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия; предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций; обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем; совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.
Обеспечение безопасности населения, в том числе экологической, является одним из приоритетов Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 (далее - Стратегия). В качестве ключевых проблем Нижегородской области Стратегия называет и низкое качество жизни, включающее требующую улучшения экологическую обстановку, и высокий уровень загрязнения природных объектов. Повышение качества окружающей среды и формирование имиджа экологически чистой территории является одной из задач ключевого направления деятельности Правительства Нижегородской области по реализации Стратегии.
Экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Нижегородская область относится к числу крупнейших индустриальных центров России с высокой долей перерабатывающей промышленности в экономике, что подразумевает наличие значительного вредного воздействия объектов экономики на окружающую природную среду и здоровье населения.
Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в области в настоящее время в целом является стабильной.
Вместе с тем, в области существуют серьезные экологические проблемы. Так, для Нижегородской области, как и практически для всех регионов России, характерны условия выработки ресурсов оборудования производственных объектов, всех видов транспорта, резко возросшей автомобилизации городов, интенсивного использования природных ресурсов, увеличения и накопления отходов производства и потребления, которые способствуют возрастанию экологической напряженности.
Анализ состояния окружающей среды свидетельствует о наличии негативных тенденций в изменении показателей ее качества.
Основными проблемами экологической безопасности Нижегородской области в настоящее время являются:
- изношенность технологического оборудования предприятий, магистральных трубопроводов и другого, приводящая к возникновению потенциально опасных ситуаций с нанесением вреда окружающей среде;
- сохранение использования устаревших технологий, приводящих к увеличению количества образуемых отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- ухудшение качества атмосферного воздуха в крупных населенных пунктах, в том числе в результате роста количества автотранспорта, не отвечающего современным экологическим требованиям;
- увеличение количества образуемых отходов, требующих переработки и утилизации;
- деградация природных экосистем, сокращение биологического разнообразия;
- недостаточный учет экологических требований при разработке градостроительной документации;
- увеличение вредного влияния загрязнения окружающей среды на состояние здоровья населения;