Недействующий

Об утверждении Концепции информационной безопасности Нижегородской области

V. Содержание развития системы
информационной безопасности Нижегородской области

5.1.Общие положения

5.1.1. Анализ текущих проблем (недостатков), описание структурных элементов системы ИБ Нижегородской области показывают, что текущая система на сегодняшний день использует свой потенциал не в полную силу и требует развития.

5.1.2. Основной идеей развития является создание условий более высокого уровня для функционирования системы ИБ Нижегородской области, а именно: совокупности норм, процедур и правил, обеспечивающих единый цикл организации мероприятий по обеспечению ИБ и регулирующих отношения на разных Стадиях обеспечения ИБ. Целью является исполнение Субъектами на необходимом в соответствии с действующим законодательством уровне требований по ИБ (защите информации), нейтрализация угроз ИБ (защиты информации) и общее повышение качества обеспечения ИБ за счет реализации системного подхода к мероприятиям по обеспечению ИБ.

5.1.3. Общая идея системного подхода заключается в необходимости реализации субъектами системы ИБ Нижегородской области каждой Стадии обеспечения ИБ сообщав целях обеспечения ими минимизации риска приобретения некачественной и (или) незащищенной продукции (средств защиты информации, ИС и пр.) и обслуживания, и его отрицательного воздействия, получения максимальной выгоды (качества, результата) от реализации мероприятий по обеспечению ИБ при удовлетворении потребностей структур обеспечения системы ИБ Нижегородской области в части получения ими выгоды от реализации продукции (средств защиты информации, ИС и пр.), расширения рынка сбыта (оказания услуг, выполнения работ), повышения престижа и доверия. Субъектам необходимо исключить формальный подход к вопросам ИБ.   

5.1.4. Содержание развития системы ИБ Нижегородской области определяется направлениями и задачами, направленными на достижение целей защиты и нейтрализации угроз ИБ (безопасности информации). Стратегические направления и текущие задачи формируются с учетом интересов Нижегородской области в сфере ИБ.

5.1.5. Приоритетные направления развития и задачи могут находить детальное отражение в актах Губернатора Нижегородской области и Правительства Нижегородской области, головных подразделений по защите информации и Субъектов, могут корректироваться и дополняться при необходимости и с учетом выявления изменений в угрозах ИБ.  

     

     5.2. Обеспечение безопасности объектов защиты

5.2.1. В части обеспечения безопасности объектов защиты Субъектов, как уже созданных (эксплуатируемых), так и создаваемых на территории Нижегородской области, определены следующие приоритетные направления и задачи развития.

5.2.2. Направление 1 - повышение уровня профессиональной подготовки.

5.2.2.1. Учитывая, что основной причиной недостатков в системе ИБ Нижегородской области является недостаточный уровень укомплектованности и подготовленности назначенных специалистов по ИБ, следует, что профессиональная компетентность таких специалистов позволяет повысить эффективность проведения мероприятий по обеспечению ИБ и уровень защищенности (ИБ) Нижегородской области, обеспечить четкое выполнение и соблюдение норм в сфере ИБ. Важно совершенствовать уровень подготовки специалистов по ИБ. Необходимо двигаться в направлении по исключению ошибок, источником которых является человеческий фактор.

5.2.2.2. Определены следующие основные задачи в рамках данного направления:

1) в качестве постоянной меры: осуществление централизованной подготовки назначенных специалистов по ИБ путем проведения для них специалистами головных подразделений по защите информации семинаров-консультаций по темам планирования, организации и реализации мероприятий по обеспечению ИБ (далее - семинары-консультации), в том числе через единую информационную систему по ИБ, создаваемую в соответствии с пунктом 5.2.9.3 подраздела 5.2 раздела V настоящей Концепции (далее - ИАС), в целях исключения ошибок данных групп Субъектов на всех Стадиях обеспечения ИБ;

2) в качестве периодической меры:

2.1) осуществление подготовки специалистов по ИБ по профильной учебной программе, согласованной ФСТЭК России и (или) ФСБ России, в рамках курсов повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки, а также с применением дистанционного формата обучения для специалистов ОМСУ, удаленных от Нижнего Новгорода;   

2.2) привлечение территориальных органов (управлений) федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в вопросах обеспечения безопасности, противодействия иностранным техническим разведкам и защиты информации, к участию в семинарах-консультациях;

2.3) привлечение специалистов других субъектов Российской Федерации к участию в семинарах-консультациях в целях обмена опытом по реализации мероприятий обеспечению ИБ;

2.4) разработка головными подразделениями по защите информации авторских обучающих курсов для специалистов по ИБ;

3) становление группы профессионалов в сфере ИБ: создание объединений специалистов в сфере ИБ (объединение в единую группу квалифицированных специалистов и специалистов, которым не хватает квалификации, реализация централизованного профессионального разрешения возникающих проблем с принятием единых решений и значительное повышение уровня правовой культуры назначенных специалистов), в том числе через ИАС;

4) развитие образовательной базы на территории Нижегородской области, реализующей разноуровневое обучение по направлению "ИБ (защита информации)" через проведение курсов повышения квалификации, переподготовки и получения высшего профессионально образования, в том числе через реализацию направления целевой контрактной подготовки.  

5.2.2.3. Полностью или частично решаемые проблемы:

1)  частая ротация назначенных специалистов по ИБ;

2)  недостаточная квалификация назначенных специалистов по ИБ;

3)  формальное отношение к планированию, организации и реализации мероприятий по обеспечению ИБ;

4)  отсутствие четкой и (или) наличие слабой структуры организации процесса обеспечения ИБ;

5)  недостаточная образовательная база в Нижегородской области;

6)  несогласованность разработки актов в сфере ИБ (защиты информации);

7)  подготовка некорректных документов для реализации мероприятий по обеспечению ИБ;

8)  корректировка Головным подразделением по ТЗИ документов на мероприятия по обеспечению ИБ;