ПРИКАЗ
от 27 января 2012 года № 161
Об утверждении Положения
о службе медицины катастроф министерства
здравоохранения Нижегородской области
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2011 года № 1061 "О службе медицины катастроф Нижегородской области" и в целях совершенствования службы медицины катастроф (далее - СМК) министерства здравоохранения Нижегородской области (далее - министерство) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое положение о СМК министерства (далее - Положение).
2. Директору ГКУЗ НО "Нижегородский территориальный центр медицины катастроф":
2.1. Разработать:
- план медико-санитарного обеспечения населения Нижегородской области;
- план-задание учреждениям здравоохранения Нижегородской области на создание нештатных формирований СМК.
2.2. Организовать деятельность СМК в соответствии с Положением.
2.3. Представить сведения о выполненных мероприятиях в сектор по спецработе и медицине катастроф министерства до 27 февраля 2012 года.
3. Руководителям учреждений здравоохранения Нижегородской области организовать работу подведомственных сил и средств, входящих в состав СМК, в соответствии с Положением.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр А.В.Карцевский
Положение
о службе медицины катастроф министерства
здравоохранения Нижегородской области
1. Общие положения
1.1. Служба медицины катастроф министерства здравоохранения Нижегородской области (далее - Служба) входит в состав сил и средств службы медицины катастроф Нижегородской области.
Служба предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению и уменьшению медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и медико-санитарному обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, а также для организации и оказания экстренной и планово-консультативной медицинской помощи пострадавшим (больным) и осуществления медицинской эвакуации.
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с формированиями и учреждениями, входящими в состав сил и средств службы медицины катастроф Нижегородской области, предназначенными (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
1.2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Нижегородской области, решениями комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
2. Основные задачи
2.1. Основными задачами Службы являются:
- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- координация и руководство силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстренной и планово-консультативной медицинской помощи пострадавшим (больным) и осуществление медицинской эвакуации;
- участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и других учреждений здравоохранения Нижегородской области к работе в чрезвычайных ситуациях;
- выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий;
- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению;
- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи, лечения пораженных при чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование организационной структуры Службы и системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системы экстренной помощи и планово-консультативной медицинской помощи населению;
- создание при участии заинтересованных министерств и ведомств системы управления, поддержание ее в постоянной готовности;
- разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях;
- координация и методическое руководство системой подготовки и повышения квалификации, а также аттестацией специалистов Службы;
- разработка, внедрение методических основ медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание и рациональное использование резервов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества Службы, организация его хранения и обновления (освежения), оснащение им формирований и учреждений Службы, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности Службы;
- международное сотрудничество в области медицины катастроф.
3. Организационная структура
3.1. В соответствии со структурой территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и возложенными задачами Служба создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
3.2. На региональном уровне (в пределах территории Нижегородской области) Служба представлена:
постоянно действующим органом управления - министерством здравоохранения Нижегородской области (далее - министерство);
органом повседневного управления - государственным казенным учреждением здравоохранения Нижегородской области "Нижегородский территориальный центр медицины катастроф" (далее - ГКУЗ НО "НТЦМК"), которое одновременно выполняет функции штаба Службы.
ГКУЗ НО "НТЦМК" является учреждением здравоохранения, имеет статус юридического лица, основными его подразделениями являются: администрация, оперативно-диспетчерский отдел, организационно-методический отдел, отделение экстренной консультативной медицинской помощи, отделение скорой медицинской помощи, отряд специализированной медицинской помощи постоянной готовности, учебно-тренировочный отдел, отдел медицинского снабжения и материально-технического обеспечения;
силами и средствами ГКУЗ НО "НТЦМК" и иных государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области с входящими в их состав формированиями, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
3.3. На муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования Нижегородской области) Служба представлена:
постоянно действующим органом управления - государственным учреждением здравоохранения Нижегородской области, уполномоченным осуществлять организацию медико-санитарного обеспечения при чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования;
силами и средствами государственных учреждений здравоохранения, включая станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, расположенных на территории муниципального образования.
3.4. На объектовом уровне Служба представлена:
постоянно действующим органом управления - должностным лицом, уполномоченным осуществлять медико-санитарное обеспечение объекта (учреждения) при чрезвычайных ситуациях;
силами и средствами соответствующих нештатных формирований при объекте (учреждении), предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
3.5. Для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на региональном, муниципальном и объектовом уровнях за счет имеющихся лечебно-профилактических учреждений здравоохранения Нижегородской области создаются (привлекаются) нештатные формирования Службы.
Основными из них являются:
- бригады специализированной медицинской помощи (хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсикологические, психотерапевтические, инфекционные, детские хирургические, радиологические и др.);
- бригады скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские);
- специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии, токсикологические, радиологические, психиатрические, педиатрические и др.);
- бригады первой врачебной помощи.
3.6. Профиль, количество, сроки готовности нештатных формирований Службы, а также лечебно-профилактические учреждения, на базе которых они создаются, определяются руководителем Службы, исходя из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях на территории Нижегородской области.
Обеспечение готовности нештатных формирований к работе возлагается на руководителя учреждения-формирователя, при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня.
4. Организация деятельности Службы
4.1. В зависимости от обстановки деятельность Службы осуществляется в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимает комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня (регионального, муниципального, объектового).
4.2. В зависимости от режима деятельности Служба выполняет следующие основные мероприятия:
4.2.1. В режиме повседневной деятельности:
- текущее планирование и организация работы в повседневной деятельности;
- участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах, в зонах (районах) возможных ЧС в плане предупреждения или уменьшения их медико-санитарных последствий;
- создание формирований Службы, обеспечение их постоянной готовности к работе в ЧС;
- планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, участие в повышении уровня защиты населения и в его обучении правилам оказания первой помощи;
- планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;
- организация и обеспечение экстренной и консультативной медицинской помощи населению;
- поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений Службы, совершенствование подготовки ее личного состава;
- проверка готовности Службы нижестоящих уровней;
- поддержание взаимодействия между входящими в Службу данного уровня органами управления, формированиями и учреждениями;
- создание, накопление, освежение, контроль за хранением и правильным использованием резервов медицинского имущества;
- разработка и реализация комплекса мероприятий по своевременному материально-техническому обеспечению Службы;
- создание, поддержание, контроль за использованием финансовых и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы Службы;
- обобщение опыта работы Службы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
4.2.2. В режиме повышенной готовности:
- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима повышенной готовности;
- усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости на круглосуточную работу (частично или полностью) персонала ГКУЗ НО "НТЦМК", обеспечение транспортными средствами и связью оперативной группы управления;
- анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и разработка предложений по организации работы Службы;
- уточнение плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайной ситуации;
- выполнение органами управления, формированиями и учреждениями Службы соответствующих мероприятий режима повышенной готовности, плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС, проверка их выполнения и оказание помощи;
- направление при необходимости оперативной группы управления ГКУЗ НО "НТЦМК" на место возможной чрезвычайной ситуации;
- участие в проведении мероприятий по защите населения и его подготовке к действиям при возникновении ЧС;
- проверка готовности к использованию финансовых, материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение;
- уточнение планов взаимодействия с органами управления, учреждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации ЧС.
4.2.3. В режиме чрезвычайной ситуации:
- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима чрезвычайной ситуации;
- активный сбор информации об обстановке в зоне ЧС, ее оценка и разработка предложений по организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС;