Изменения,
которые вносятся в подраздел 3.5 "Подпрограмма 5.
"Развитие рынка газомоторного топлива"
государственной программы "Энергоэффективность
и развитие энергетики Нижегородской области",
утвержденной постановлением Правительства
Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 287
"3.5.2.1. Характеристика текущего состояния
Подпрограмма 5 "Развитие рынка газомоторного топлива" (далее - Подпрограмма "Газомоторное топливо") направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности транспортной отрасли Нижегородской области, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации автомобильного транспорта и перехода к использованию более эффективных видов моторного топлива.
В настоящее время использование альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации остается незначительным. Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р, одним из перспективных направлений обозначено расширение использования газа в качестве моторного топлива с соответствующим развитием рынка газомоторного топлива.
Конкретные шаги в данном направлении определены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 767 и Перечне поручений Президента Российской Федерации от 11 июня 2013 года № Пр-1298.
Затраты на приобретение моторного топлива могут достигать более 30 процентов в себестоимости продукции (товаров, услуг). В этой связи использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива для предприятий и организаций имеет важное социально-экономическое значение.
Компримированный природный газ является самым доступным и эффективным альтернативным видом моторного топлива.
КПГ, как топливо, имеет целый ряд преимуществ, в том числе и перед сжиженным углеводородным газом (пропан - бутаном), который в последние годы получил большое распространение.
КПГ дешевле традиционного топлива и дешевле пропан - бутана. При одинаковом расходе на 100 км пути стоимость КПГ в 3 раза ниже стоимости бензина или дизельного топлива.
КПГ легче воздуха и в случае аварийного разлива быстро испаряется в отличие от более тяжелого пропан - бутана, накапливающегося в естественных и искусственных углублениях и создающего опасность взрыва.
Низкая температура кипения гарантирует полное испарение природного газа при самых низких температурах окружающего воздуха.
Объем выброса окиси углерода в атмосферу у КПГ в 3,2 раза ниже, чем у бензина, и в 2,2 раза ниже, чем у дизельного топлива.
КПГ сгорает практически полностью и не оставляет копоти, ухудшающей экологию и снижающей КПД.
КПГ нетоксичен в малых концентрациях.
КПГ не вызывает коррозии металлов.
Эксплуатационные затраты на обслуживание оборудования на КПГ ниже, чем на традиционных видах топлива. Среднее октановое число природного газа - 105 - недостижимо для любых марок бензина. Поэтому при работе двигателя не возникает детонации в цилиндрах, что существенно снижает нагрузку на элементы и узлы цилиндро-поршневой группы. При работе двигателя не смывается масляная пленка со стенок цилиндров, не происходит отложения углерода на головке блока цилиндров, не закоксовываются поршневые кольца, из-за которых происходит изнашивание элементов двигателя. В природном газе отсутствует свинец, что увеличивает ресурс свечей зажигания в два - три раза. В связи с этим ресурс двигателя увеличивается на 35 - 40%, межремонтный пробег двигателя увеличивается в полтора раза.
Исключается возможность недобросовестного использования газового топлива.
Главный минус, который можно отнести к КПГ, - неразвитость сети заправок.
В настоящее время на территории Нижегородской области имеется 446 автозаправочных станций для заправки автомобилей традиционными (жидкими) видами топлива, 47 автогазозаправочных станций и 33 многотопливных автозаправочных станции, на которых производится заправка автомобилей пропан-бутаном. Компримированный природный газ реализуется всего на трех АГНКС, принадлежащих ООО "Газпром газомоторное топливо" и введенных в эксплуатацию в 1984 - 1986 годах: две - в городе Нижнем Новгороде, на Московском шоссе и ул. Полевая, и одна - в городе Дзержинске, на Северном шоссе. Загрузка данных АГНКС составляет соответственно 8,4%, 7,9% и 5,9% от проектной мощности.
Объемы реализации КПГ на АГНКС
Наименование АГНКС | Производительность АГНКС, тыс. куб. м/год | Реализация, тыс. куб. м | |||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ||
АГНКС-1 Нижний Новгород | 14 500 | 940 | 1 085 | 1 151 | 1 239,4 |
АГНКС-2 Нижний Новгород | 12 800 | 693 | 592 | 1 074 | 1 125,6 |
АГНКС Дзержинск | 11 600 | 518 | 729 | 669 | 916,0 |
Всего | 37 200 | 2 151 | 2 406 | 2 894 | 3 281 |
Динамика цен на моторное топливо
Вид топлива | Средняя цена по региону с НДС, руб., по годам | |||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
КПГ, руб./ куб. м | 9,33 | 9,40 | 9,50 | 10,50 |
СУГ, руб./л | 13,10 | 13,74 | 14,01 | 15,42 |
ДТ, руб./л | 28,1 | 29,20 | 31,06 | 33,04 |
На территории Нижегородской области в 2013 году объем валовых выбросов в атмосферу от передвижных источников (автотранспорта) составил 299,9 тысячи тонн. Валовые выбросы в атмосферу области от передвижных источников превысили объем выбросов в атмосферу от стационарных источников, и их доля составила 55,9%. В то же время в основных промышленных центрах области доля передвижных источников в общем объеме загрязнения атмосферы существенно превышает средние областные показатели.