Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 287

".



ПРИЛОЖЕНИЕ 7
 к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 2 октября 2015 года № 631

Изменения,
которые вносятся в подраздел 3.3 "Подпрограмма 3.
"Энергетическая безопасность в сфере использования
топливных ресурсов" государственной программы
"Энергоэффективность и развитие энергетики
Нижегородской области", утвержденной постановлением
Правительства Нижегородской области
от 28 апреля 2014 года № 287


"3.3.2.1. Характеристика текущего состояния

Подпрограмма 3 "Энергетическая безопасность в сфере использования топливных ресурсов" (далее - Подпрограмма топливных ресурсов) включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение энергетической безопасности региона и повышающих надежность теплоснабжения, эффективность использования топливных ресурсов, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций в сфере топливоснабжения.

Под энергетической безопасностью региона в рамках настоящей Подпрограммы топливных ресурсов следует понимать характеристику топливно-энергетического комплекса субъекта Российской Федерации, которая определяет способность данного комплекса на основе эффективного использования внутренних и внешних ресурсов обеспечивать надежное энергоснабжение субъектов хозяйственной деятельности и население без ущерба для экономической безопасности региона.

Другими словами энергетическая безопасность - состояние защищенности граждан, общества и государства от обусловленных внешними и внутренними факторами угроз дефицита в обеспечении их обоснованных потребностей в энергии экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества в нормальных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах.

Теплоэнергетический комплекс Нижегородской области включает в себя 8 554 отопительных и отопительно-производственных котельных суммарной тепловой мощностью 16,1 тыс. Гкал/ч. Услуги централизованного теплоснабжения населению и потребителям социально-бытового сектора оказывают 2 056 котельных всех форм собственности установленной мощностью 11,4 тыс. Гкал/ч.

Объем производства тепловой энергии в Нижегородской области за 2014 год составил 31 131,2 тыс. Гкал,  в том числе за счет выработки:  - тепловыми электростанциями - 11 141,0 тыс. Гкал; - котельными - 16 994,2 тыс. Гкал; - промышленными теплоутилизационными установками - 2 821,5 тыс. Гкал.  

В общем балансе производства тепловой энергии объем тепловой энергии, отпущенной котельными, составляет - 54,6%, объем тепловой энергии, отпущенной  тепловыми электростанциями - 35,8%, за счет промышленных  теплоутилизационных установок производится 9,1% от общего объема тепловой энергии.

Во исполнение перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 5 октября 2012 года № ДМ-П9-5927 в целях обеспечения безопасности энергоснабжения потребителей в осенне-зимний период ежегодно приказом министерства ЖКХ и ТЭК утверждаются и доводятся до теплоснабжающих организаций нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии, а также организовывается мониторинг их фактических запасов.

Топливо является важнейшей составляющей в процессе получения тепла. От его качества и характеристик напрямую зависят показатель КПД котла и стабильность работы всей отопительной котельной. Важнейшими параметрами топлива, оказывающими влияние на КПД являются - теплота сгорания, влажность, зольность, содержание серы и фракционный состав.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в настоящее время топливо не всегда соответствующее тем качественным характеристикам, которые могут обеспечить экономичную работу теплоисточников. В ряде случаев фактические качественные показатели топлива оказываются хуже зафиксированных в удостоверениях (сертификатах) качества, выдаваемых производителем.

В 2014 году было проведено 23 лабораторных испытаний партий топлива (каменного угля), поступившего на объекты бюджетной сферы области и ЖКХ и в 17 случаях топливо имело отклонения по качественным характеристикам (зола, влага, теплота сгорания). Доля некачественного топлива (каменного угля) в общем объеме поступившего для нужд предприятий ЖКХ и бюджетной сферы Нижегородской области составила 6%.

Снижение характеристик топлива по качеству приводит:

- к увеличению необходимого расхода топлива топливоиспользующими установками (котлоагрегатами) вследствие увеличения тепловых потерь и снижения КПД установки;

- увеличению расходов, связанных с транспортировкой, разгрузкой-погрузкой, хранением топлива;

- ограничению выработки тепловой энергии топливоиспользующими установками;

- увеличению объемов ремонтных работ, связанных с повышенной нагрузкой на котлоагрегаты;

- увеличению объемов работ, связанных с модернизацией технологического оборудования котельных для обеспечения требуемых параметров выработки тепловой энергии, надежности работы теплоисточников и экологических параметров (или дополнительными затратами на штрафы вследствие повышенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу).

Использование топлива низкого качества приводит к возрастанию негативных воздействий на окружающую среду. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что в этом случае резко возрастает размер экологических платежей, что крайне негативно сказывается на экономическом состоянии указанных предприятий.

Так как качественные характеристики поставляемого топлива принципиально влияют на всю технологию его использования на котельных, то его цена должна определяться исходя из этих характеристик.

Поскольку топливная составляющая в формировании производственных затрат на выработку тепловой энергии является определяющей, то все вопросы, связанные с качественными характеристиками топлива, условиями его поставки, контролем и гарантией качества, должны юридически четко оговариваться в соответствующих договорах и обеспечиваться при их фактическом осуществлении. На отклонение качественных характеристик поставляемого топлива от средних должны вноситься соответствующие стоимостные поправки. Эти поправки должны быть оговорены в договоре на поставку топлива.

Необходимо организовать приемку поступающего топлива по количеству и качественным параметрам. Для этих целей целесообразно привлечение независимых лабораторий для проведения анализа качества топлива.

Серьезной проблемой является продажа низкокачественного топлива на АЗС. Дополнительный спрос на высокооктановые бензины покрывается за счет расширения использования различных присадок, которые позволяют повысить октановое число бензина. Использование несертифицированных присадок, нарушение технологического процесса приводят к появлению на АЗС топлива низкого качества.

На территории города Н.Новгорода и Нижегородской области в настоящее время действует 526 АЗС, из них 446 АЗС (бензин и Дт), а остальные - многотопливные и автогазозаправочные станции, которые способствуют дополнительной деловой конкуренции на розничном рынке ГСМ.

Годовой объем реализации светлых нефтепродуктов на розничном рынке ГСМ в регионе составляет порядка 1,5 млн тонн, что вполне обеспечивает потребности экономики области и населения.

На  региональном розничном рынке нефтепродуктов осуществляют свою деятельность две крупные вертикально интегрированные нефтяные компании, на долю которых приходится около 50%  рынка розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива: ООО "Лукойл-Волганефтепродукт" (ОАО "ЛУКОЙЛ") - 107 АЗС, Нижегородское отделение "Газпромнефть-Северо-Запад" (ОАО "Газпром нефть") - 44 АЗС. Остальную долю рынка занимают независимые операторы.

Органы исполнительной власти Нижегородской области принимают активное участие в поддержании стабильной ситуации на рынке нефтепродуктов:

- в целях упорядочения системы сбыта нефтепродуктов на региональном рынке разработана и утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2008 года № 33 Концепция размещения автозаправочных комплексов на территории Нижегородской области;