Действующий

О внесении изменений в государственную программу "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 288

     ПРИЛОЖЕНИЕ
     к постановлению Правительства
     Нижегородской области
     от 28 мая 2015 года № 336


     "УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     28 апреля 2014 года № 288
     (в редакции постановления Правительства
     Нижегородской области
     от 28 мая 2015 года № 336)

     

Государственная программа
 "Развитие лесного хозяйства
Нижегородской области"  

         

     1. Паспорт государственной программы
     Нижегородской области

Государственный заказчик - координатор государственной программы

     Департамент лесного хозяйства Нижегородской области

     Соисполнители государственной программы

     Нет

     Подпрограммы государственной программы

подпрограмма 1 "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов";

подпрограмма 2 "Развитие профессионального образования в сфере лесного хозяйства";

подпрограмма 3 "Обеспечение реализации государственной программы"

Цель государственной программы

Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно- экологического потенциала и глобальных функций лесов

Задачи государственной программы

- сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов, обеспечение баланса выбытия, восстановления лесов, повышение продуктивности, качества лесов и использования лесных ресурсов;

- формирование и реализация современной модели подготовки кадров, обеспечивающей повышение качества профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями развития лесного хозяйства Нижегородской области, потребностями общества, гражданина;

- обеспечение деятельности департамента лесного хозяйства Нижегородской области

Этапы и сроки реализации государственной программы

     Государственная программа  реализуется в один этап в течение 2015-2020 годов

     Объемы бюджетных ассигнований государственной программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам)

     Государственная программа "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области"



     тыс. руб.

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Всего

126 627,3

136 885,7

137 230,0

167 977,5

170 396,6

172 863,9

911 981,0

Подпрограмма 1 "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов"

56 085,1

57 644,2

57 644,2

56 436,0

58 097,7

59 792,5

345 699,7

Подпрограмма 2 "Развитие профессионального образования в сфере лесного хозяйства"

65 109,3

73 486,8

73 486,8

104 809,7

105 504,5

106 213,1

528 610,2

Подпрограмма 3 "Обеспечение реализации государственной программы"

5 432,9

5 754,7

6 099,0

6 731,8

6 794,4

6 858,3

37 671,1

Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов государственной программы

Значения индикаторов достижения цели и показатели непосредственных результатов к 2020 году достигнут следующих результатов:

индикатор: лесистость территории Нижегородской области - 46,6%;

индикатор: доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда - 48,6%;

индикатор: объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда в расчете на 1 га земель лесного фонда - 110,8 руб. на 1 га;

индикатор: отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины - 55,5%;

непосредственный результат: лесовосстановление (всего)- 11440 га;

непосредственный результат: площадь сплошных рубок - 19,6 тыс. га;

непосредственный результат: площадь покрытой лесной растительностью земель на территории Нижегородской области - 3570 тыс. га;

непосредственный результат: ценные лесные насаждения - 1654 тыс. га;

непосредственный результат: покрытые лесной растительностью земли лесного фонда - 3400 тыс. га;

непосредственный результат: общий объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов на землях лесного фонда на территории субъекта Российской Федерации- 420 988,5 тыс. руб.;

непосредственный результат: площадь земель лесного фонда на территории субъекта Российской Федерации - 3797,9 тыс. га;

непосредственный результат: фактический объем изъятия древесины - 4218 тыс. кбм;

непосредственный результат: допустимый объем изъятия древесины - 7624 тыс. кбм

Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов подпрограммы 1 "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов"

Значения индикаторов достижения цели и показатели непосредственных результатов к 2020 году достигнут следующих результатов:

индикатор: доля лесных пожаров, возникших по вине граждан, в общем количестве лесных пожаров -  57,81%;

индикатор: доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по количеству случаев), в общем количестве лесных пожаров - 84,72%;

индикатор: доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров - 0;

индикатор: отношение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов - 83,3%;

индикатор: доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда - 0,665%;

индикатор: отношение площади искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов в результате сплошных рубок и гибели лесов - 40%;

индикатор: доля площади земель лесного фонда, переданных в аренду в общей площади земель лесного фонда - 67,5%;

индикатор: доля объема заготовки древесины выборочными рубками в общем объеме заготовки древесины - 23,6%;

непосредственный результат: площадь проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий - 8000 га;

непосредственный результат: площадь погибших и поврежденных лесных насаждений - 16000 га;

непосредственный результат: общее количество пожаров - 275 шт.;

непосредственный результат: количество пожаров возникших по вине граждан - 159 шт.;

непосредственный результат: количество лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения - 233 шт.;

непосредственный результат: количество крупных лесных пожаров - 0 шт.;

непосредственный результат: создание лесных культур в общем объеме лесовосстановления (посадка) - 9000 га;

непосредственный результат: объем заготовки древесины при проведении выборочных рубок - 956,5 тыс. куб. м;

непосредственный результат: фактический объем заготовки древесины - 4218 тыс. куб. м;

непосредственный результат: площадь переданных в аренду земель лесного фонда - 2568,6 тыс. га

Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов подпрограммы 2 "Развитие профессионального образования в сфере лесного хозяйства"

Значения индикаторов достижения цели и показатели непосредственных результатов к 2020 году достигнут следующих результатов:

индикатор: сохранность контингента обучающихся -  95%;

индикатор: доля выпускников очной формы обучения трудоустроившихся в течение одного года после окончания, в том числе по специальности - 40%;

индикатор: доля преподавателей повысивших свою квалификацию - 100%;

индикатор: доля преподавателей имеющих квалификационную категорию - 90%;

непосредственный результат: сохранность контингента учащихся - 387 чел.;

непосредственный результат: количество преподавателей повысивших свою квалификацию - 23 чел.;

непосредственный результат: количество преподавателей имеющих квалификационную категорию - 21 чел.

Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов подпрограммы 3 "Обеспечение реализации государственной программы"

Значения индикаторов достижения цели и показатели непосредственных результатов к 2020 году достигнут следующих результатов:

индикатор: отношение количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства к общему количеству зарегистрированных случаев нарушения лесного законодательства - 99%;

индикатор: отношение суммы возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства к сумме нанесенного ущерба от нарушений лесного законодательства - 14%;

индикатор: отношение количества государственных гражданских служащих, прошедших квалификацию, к общему количеству государственных гражданских служащих- 99%;

непосредственный результат: количество случаев с установленными нарушителями лесного законодательства - 2178 случаев;

непосредственный результат: количество зарегистрированных случаев нарушения лесного законодательства - 2200 случаев;

непосредственный результат: сумма возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства - 5,0 млн. руб.;

непосредственный результат: сумма нанесенного ущерба от нарушений лесного законодательства - 36,0 млн. руб.;

непосредственный результат: количество государственных гражданских служащих, прошедших квалификацию в текущем году- 460 чел.

     
2. Текстовая часть государственной программы

     

     2.1. Характеристика текущего состояния

Государственная программа "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области" (далее - государственная программа, программа) определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства Нижегородской области в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, материально-технического и кадрового обеспечения, механизмы реализации мероприятий программы и показатели оценки их результативности.

Леса оказывают огромное воздействие на состояние природных комплексов, выполняя такие биоэкологические функции, как регулирование и фильтрация водного стока, предотвращение эрозии почв, сохранение и повышение плодородия почв, сохранение биологического разнообразия, обогащение атмосферы кислородом, благоприятное влияние на формирование климата и предотвращение загрязнения воздушного бассейна.

Лес представляет собой ценнейший возобновляемый природный ресурс, играющий важную роль в экономике государства и оказывающий огромное влияние на создание благоприятной среды для проживания людей. Социальная ценность лесов заключается в наличии редких видов растений и животных, мест для отдыха людей, продуктов леса, заготавливаемых местным населением.

В настоящее время в лесном хозяйстве Нижегородской области накопились проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, от решения которых зависит сохранение глобальной экологической значимости леса.

Леса - возобновляемый природный ресурс, требующий не просто разумного потребления, но и обеспечения научно обоснованной, долгосрочной системы охраны, защиты, воспроизводства и не истощительного использования.

Леса, в зависимости от их расположения, выполняют множество полезных функций, обеспечивают защиту объектов транспортной и промышленной инфраструктуры, природных объектов, служат местами отдыха и пребывания граждан, вследствие чего их охрана, защита, воспроизводство является безусловным приоритетом деятельности исполнительных органов государственной власти.

Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 (далее - Стратегия), также выделяет в число основных приоритетов Правительства Нижегородской области вопросы улучшения экологической обстановки и создания благоприятных условий для жизни населения, реализация которых требует проведения охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Нижегородская область (далее также - область, регион) обладает значительными запасами лесных ресурсов, однако экономический потенциал лесного сектора в последние годы используется недостаточно эффективно, имели место потери лесного хозяйства от пожаров, вредителей и болезней леса, незаконных рубок, сохраняется низкий уровень материально-технического обеспечения лесного хозяйства. На значительной площади лесов из-за ежегодного не освоения расчетной лесосеки происходит нежелательная смена пород, накопление спелых и перестойных лиственных насаждений.

С 1 января 2007 года вступил в силу Лесной кодекс Российской Федерации, предусматривающий передачу в субъекты Российской Федерации большей части основных полномочий и прав в области лесных отношений, необходимых для обеспечения эффективного функционирования лесного сектора, улучшения качества и повышения продуктивности лесов.

Основные принципы лесного законодательства, установленные Лесным кодексом Российской Федерации (статья 1), определяют в качестве приоритетных направлений развития лесных отношений сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, использования лесов с учетом их глобального экологического значения, воспроизводства лесов, а также с учетом длительности выращивания и иных природных свойств лесов, улучшение их качества и повышение продуктивности лесов. С учетом понимания леса как экологической системы (статья 5 Лесного кодекса Российской Федерации), охрана, защита, воспроизводство лесов, не может рассматриваться иначе как мероприятия по сохранению полезных функций лесов и обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Нижегородская область является одним из крупных лесных регионов европейской части Российской Федерации. Леса занимают около 4 млн. гектаров или 53% территории, с общим запасом древесины более 550 млн. куб.м. и ежегодно возможным объемом заготовки древесины в 7,6 млн. куб.м.

Площадь покрытых лесной растительностью земель Нижегородской области составляет 3 415,0 тыс. га, из них хвойные насаждения занимают 50,9%, мягко лиственные - 47,2%, твердолиственные - 1,9%.

Такие данные свидетельствуют о недостаточно эффективном использовании в Нижегородской области лесных ресурсов. Освоение расчетной лесосеки год от года колеблется в диапазоне 30-40 %.

Большая часть древесины заготавливается в северной и юго-западной части Нижегородской области, что связано с транспортной доступностью лесосырьевых ресурсов данных районов.

Экстенсивное развитие и непропорциональное размещение лесоперерабатывающих предприятий оказывает негативное влияние на состояние лесного фонда. Продолжается накопление спелых и перестойных лиственных насаждений.

Метеорологические факторы, природная пожарная опасность лесов, социально-экономические условия создают предпосылки к возникновению лесных пожаров в течение всего пожароопасного сезона, продолжительность которого в среднем 6 месяцев.

В течение десятилетия основными негативными факторами, влияющими на состояние лесных насаждений Нижегородской области, являлись лесные пожары и болезни. Под их воздействием происходило постоянное нарушение устойчивости лесов и, как следствие, ухудшение санитарного и лесопатологического состояния насаждений.

В настоящее время наметилась тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от вредителей и болезней леса. Значительные объемы повреждения лесов в последнее 4 года были связаны с массовым размножением короеда-типографа в еловых насаждениях Нижегородской области (площадь очагов на конец 2013 года - около 7 тыс. га).

При сохранении существующих тенденций площадь очагов вредителей и болезней в лесах Нижегородской области может достичь 30 тысяч гектаров. Постоянно сокращается перечень средств защиты леса от вредных организмов, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов.

Необходимо отметить недостаточное финансирование мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы лесной отрасли, практический износ лесохозяйственной техники, отсутствие специализированной техники для производства работ по защите лесов и наконец, сложность и длительность процедуры документального оформления проведения и назначения санитарно-оздоровительных мероприятий.